Прогнозы Минэкономразвития и реальности бытия

| статьи | печать

Темпы роста реального сектора отечественной экономики начали замедляться, что явно противоречит основным положениям среднесрочного прогноза Минэкономразвития России, утверждают независимые эксперты. Причем сохранить нынешний четырехпроцентный рост нам будет сложно даже при высоких ценах на нефть.

Затухающую динамику в конце лета начали демонстрировать базовые виды экономической деятельности — промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, отмечают ученые Центра развития ВШЭ. Хотя по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост базовых отраслей за январь — август соста­вил 4,5%, прирост к предыдущему месяцу со снятой сезонностью снизился до 0,5%.

Пробуксовка, на первый взгляд, небольшая, но в 2008 г. прирост этого показателя замедлился еще в марте, а далее происходило последовательное ухудшение ситуации вплоть до обвала в сентябре — декабре 2008 г.

Налицо важнейший симптом надвигающейся волны кризиса, замечают ученые «Вышки». Сырьевой локомотив российской экономики начинает давать сбой. В августе темпы прироста внешнеторгового сальдо в реальном рублевом выражении замедлились до 9% год к году против 40% прироста в I квартале и 50% — в июле.

Поддержку родной экономике могли бы оказать отечественные потребители. Ведь в конце лета наблюдалось ускорение прироста розничного товарооборота (7,8% в августе и 5,5% в годовом выражении за предшествующие четыре месяца). В частности, стимулировать рост товарооборота и спроса в экономике могут бюджетники, поскольку расходы федерального бюджета возросли в августе в реальном выражении на 14% (год к году) после сокращения на 10% в предыдущие несколько месяцев. Впрочем, это закономерно: началась подготовка к выборам.

Между тем радоваться рано, полагают эксперты ЦР. Хотя покупатели скорее всего продолжат «пир» на фоне надвигающейся «чумы» мирового кризиса, это вряд ли пойдет впрок российскому производителю. Импорт прирастает темпами, кратно опережающими прирост товарооборота, и не собирается отдавать рынок российским товарам.

Самое главное — в большинстве отраслей реального сектора экономики текущие темпы роста выпуска сильно зависят от оптимизма топ-менеджеров, то есть от работы на склад в ожидании увеличения спроса. Поэтому продолжение «пира» в условиях ухудшения ситуации в мировой экономике вряд ли возможно. Скорее будут иметь место снижение производственной активности и подготовка к негативному развитию событий на внешних рынках.

Однако основные тревоги независимых экспертов связаны не с этим пессимистичным сценарием. В конце концов внешние шоки были, есть и будут. России к ним не привыкать. Непо­нятно другое: откуда могут появиться серьезные источники для достойного роста российской экономики — тех самых четырех и более процентов, на которые настраивает всех среднесрочный прогноз Министерства экономического развития.

Предположения специалистов этого ведомства строятся на тезисе, что в ближайшие годы будет увеличиваться доля внутреннего спроса, который удовлетворяется продукцией отечественного производства. Но предыдущие три года внутренний спрос на отечественные товары сокращался, поэтому данная предпосылка требует специальных пояснений: почему отечественные товары вдруг станут для покупателей намного предпочтительнее? Конечно, чудеса в экономике бывают (особенно, если о них докладывает Росстат), но чтобы такие…

В базовом сценарии прогноза Минэкономразвития заложен «ежегодный рост инвестиций, который ожидается на уровне 7,2—7,8%, при этом он в значительной степени связан с повы­шением доли инвестиций несырьевых секторов при сокра­щении государственных капитальных вложений».

Идея отличная, выше всяких похвал. Но с текущими российскими реалиями, подчеркивают аналитики ВШЭ, она плохо соче­тается. Если из общего объема инвестиций в российской экономике выделить те, кото­рые не являются «сырьевыми» и не зави­сят от бюджетных средств, результат получается плачевный. Причем до кризиса на долю частной инициативы приходилась примерно половина прироста инвестиций. Сейчас же в этом благом деле лидирует государство, на долю которого приходилось 55% прироста инвестиций в 2010 г. Могут ли государственные капвложения быть источником стабильного достойного роста? Как показывает мировая практика, вряд ли.

Отсутствие реальных предпосылок для устойчивых темпов роста экономики приведет к их замедлению до 1,5—2,0% к 2014 г. даже при стабильных ценах на нефть. Если же цены на нефть упадут, вместе с ними спикирует и российская экономика. Стагнация (не говоря уже о падении) нефтяных цен резко ослабит российский платежный баланс и сделает неизбежной девальвацию рубля. Это еще больше подорвет долгосрочные темпы роста.