1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2097

Клин клином, водку — вином

Главный санитарный врач РФ — глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко на днях поддержал идею введения в стране сухого закона, предложенную главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Впрочем, полномасштабный запрет на продажу алкоголя, по мнению Г. Онищенко, сегодня маловероятен. Путь в спасении нации от тотального пьянства он видит в резком повышении цен на алкоголь.

По мнению Г. Онищенко, бутылка в России должна стоить не менее 100 долл. Скорее всего благими намерениями главы Роспотребнадзора движет не только забота о здоровье и долголетии соотечественников, но и стремление пополнить государственную казну. Водка и сейчас приносит государству весьма неплохой доход. По оценке председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, в 2010 г. государство заработало на акцизах 82 млрд руб. С его точки зрения, сегодняшний ежегодный десятипроцентный рост цен на водку вполне правомерен и впоследствии должен привести к плавному сокращению доли товара на рынке. По данным союза, потребление водки в натуральном виде за последние десять лет снизилось с 85 до 65%. Д. Добров связывает это прежде всего с развитием рынка слабоалкогольных коктейлей и падением популярности употребления водки в «чистом» виде среди потребителей младше 25 лет, особенно в крупных городах: «В последние годы потребление водки в России стало похожим на европейское, где наблюдается рост ее потребления, но лишь в качестве основы слабоалкогольного коктейля, а не в виде самостоятельного продукта». По его словам, водка в отличие от других крепких алкогольных напитков не имеет собственного вкуса и прекрасно подчеркивает вкусовые качества коктейля. Скачки цен на нее, вызванные ежегодным повышением акцизов на 15% и более, приведут к оттоку покупателей от наиболее популярного среднего ценового сегмента 110—130 руб. за бутылку (на долю этой продукции приходится 80% рынка водки) и резкому увеличению доли теневого рынка. В такой ситуации прогнозы чиновников о получении в 2014 г. желанных 300 млрд «водочных» рублей станут маловероятными, граждане будут покупать суррогат неизвестного происхождения.

Никто не спорит, что проблема алкоголизма в стране — одна из важнейших. Ирина Воробьева, эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/Моррисон интернешнл», справедливо замечает, что высокий уровень потребления крепкой алкогольной продукции вызван социальными проблемами. Население пьет водку, чтобы таким способом уйти от проблем. Поэтому борьба с алкоголизацией населения связана с решением социальных проблем — безработицей, низкой заработной платой и т.д. Решать их гораздо сложнее, чем просто поменять ценники.

Еще один способ уменьшить количество потребляемого крепкого алкоголя — замещение в структуре потребления алкоголя водки на виноградное вино, тем более что рынок вина в последние несколько лет показывает 15-процентный прирост.

Догнать и перегнать Европу

На сегодняшний день в отличие от водочного российский винный рынок расширяется. В 2010 г., по данным компании Euromonitor International, по популярности он занимал третье место после пива и крепкого алкоголя. Среднестатистический гражданин выпивал в 2009 г. 73 л пива, 12 л водки и 8 л вина. По мнению экспертов рынка, в ближайшие годы возможен двукратный рост рынка. Тогда Россия сможет приблизиться к показателям основных европейских стран — потребителей вина, где на душу населения приходится 14—15 л. Сейчас наша страна занимает 20-е место в мире по количеству потребления вина и четвертое в рейтинге ежегодного общего потребления алкогольных напитков в пересчете на чистый алкоголь на одного взрослого в год. Нынешний показатель потребления вина почти в два раза ниже аналогичного показателя 1970-х гг. (в СССР он составлял 15 л на человека в год). Падение в отрасли началось в 1985 г. Коренные перемены в обществе, резкое сокращение доходов населения и проводимая властями антиалкогольная кампания, сопровождавшаяся массовыми вырубками виноградников, привела к катастрофическим сокращениям производства. В середине 1990-х гг. россияне выпивали всего лишь 2,5 л вина в год. Население переключилось на водку, применяя принцип «меньше денег — больше градус». Лишь к концу 1990-х гг. вино снова стало популярным напитком благодаря стабилизации экономики, росту доходов граждан и расширению ассортимента винной продукции на рынке. В отличие от скромного ассортимента советских магазинов, когда доступны были в лучшем случае четыре десятка наименований, сегодня на полках рядового столичного супермаркета может наблюдаться от 200 до 400 бутылок различных вин.

Вкусовые предпочтения наших сограждан в винном вопросе существенно отличаются от мировых. Красное вино в нашей стране популярнее белого. Если в 2008 г. было продано 296 млн л красного вина, то белого — 244 млн л. На долю продаж красного вина приходится более половины всей продукции, представленной на рынке, — 55%, белого вина — 37, розового — 8%.

На сегмент столовых вин приходится около половины объема продаж — 48%. Далее по популярности следуют десертные вина — 22%, крепленые — 18 и шампанское — 12% продаж.

Полусладкие вина в России пользуются большим спросом, чем сухие. В то же время в крупнейших европейских странах — производителях вина, таких, как Франция, Италия и Германия, большей популярностью пользуются сухие вина. На долю продаж полусладких вин в нашей стране, по данным Союза виноградарей и виноделов России, приходится 55% рынка, а сухие вина занимают 21%. Полусухим винам в России принадлежит 11% продаж. По мнению аналитиков рынка, эти предпочтения в выборе вин сохранились с советских времен и относятся скорее к покупателям старше 40 лет. Молодые люди, напротив, выбирают сухие вина, что подтверждается ростом этого сегмента рынка.

Розовые вина относительно новый продукт на отечественном рынке. Культура его потреб­ления не так развита в нашей стране. Этим объясняются невысокие продажи. В 2008 г. было продано всего 29,9 млн л этого продукта.

В ценовом отношении вина делятся на дешевый сегмент, средний, дорогой и люкс. К дешевым винам относится продукция стоимостью 100 руб. и ниже за бутылку 0,7 л. Средний охватывает диапазон цен от 100 до 200 руб., дорогой — от 200 до 300 руб., люкс — от 300 до 400 руб., элитные вина — от 400 руб. и выше.

По данным Союза виноградарей и виноделов России, 44% финансового объема рынка приходится на продукцию стоимостью до 100 руб. за бутылку, 28 — за товар от 100 до 200 руб., 12 — от 200 до 300 руб., 7 — от 300 до 400 руб., 9% — от 400 руб. и выше.

Рубить — не возрождать

Несмотря на хорошие показатели, в отрасли накопилось немало проблем. Главная — недостаток сырья, возникший в результате убийственной для виноделов кампании по борьбе с алкоголизмом середины 1980-х гг. Тогда были вырублены тысячи гектаров виноградников, на восстановление которых у отечественных виноделов уйдет не одно десятилетие. Тот рост отрасли, который мы сегодня наблюдаем, достигается за счет импортируемых виноматериалов. Для изменения ситуации необходимы миллионные инвестиции и государственная поддержка отрасли. Так, в Ставропольском крае принят местный закон «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в крае». Из местного бюджета хозяйствам выделяются кредиты на закладку мoлoдых винoградникoв, предоставляются кредиты.

Еще одна проблема — узнаваемость бренда. В отличие от пивной отрасли, где усилиями маркетологов западных компаний была создана линейка брендов, легко узнаваемых потребителями, в винном секторе количество такой продукции не превышает 30%. Как следствие, потребитель в большинстве случаев не имеет достаточной степени доверия к тому или иному производителю представленной продукции, а руководствуется при покупке суммой, указанной на ценнике, и дизайном понравившейся бутылки.

Более половины в российском производстве виноградных вин занимает Южный федеральный округ — 59%, далее Центральный округ — 17, Северо-Западный — 14, Приволжский — 6%. Другие федеральные округа занимают оставшиеся 4%. Основными регионами — производителями виноградного вина благодаря климатическим условиям являются Краснодарский край, доля которого в российском производстве составляет 22%, Северная Осетия — Алания — 16% и Ставропольский край — 12%.

На данный момент на российском рынке более чем 1200 игроков. Лидер рынка, по данным Euromonitor International, — холдинг «Дионис Клуб». Ему принадлежит 4% рынка. На второй и третьей позициях — НПАО «Массандра» (Украина) и завод шампанских вин ОАО «Исток» (Северная Осетия — Алания).

В результате последнего экономического кризиса россияне стали больше употреблять вин из среднего и дорогого ценовых сегментов. Сегмент вин класса люкс сократился. На этом фоне у отечественных виноделов появился шанс расширить присутствие на рынке. Недавно губернатор Краснодарского края Александр Ткачев обратился к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просил поддержать отечественных виноделов, принять специальный закон о виноделии, а само вино приравнять к сельхозпродуктам. Подобная система отношения государства к виноградарям и их продукции уже много лет успешно действует во Франции.

Сухой закон — не панацея

Многие считают, что в силу национального характера русские всегда пили много водки, и в качестве доказательства приводят слова князя Владимира: «Веселие Руси есть питие». Но мало кто знает, что водка в нынешнем виде появилась в стране лишь в конце ХIХ в., когда стало возможным промышленное производство дешевого спирта с помощью ректификационных колонн. В конце ХIХ в. потребление чистого спирта на душу населения в нашей стране составляло 2,4 л. Жители Норвегии в 1900 г. выпивали 17,5 л, датчане — 7,9, бельгийцы — 4,8, французы — 4,6, немцы — 4,1 л.

До второй половины ХIХ в. на Руси пили брагу, хмельной мед, ягодное вино. Их крепость обычно не превышала 8 градусов. На основе домашней водки, получаемой в перегонном кубе, получали напиток крепостью 38 градусов, используемый в дальнейшем для получения различных настоек. Они в свою очередь применялись прежде всего в медицинских целях.

Сейчас рынок настоек, по словам председателя Союза производителей алкогольной продукции Д. Доброва, «устойчив, но занимает крайне малый сегмент». Непопулярность этого вида продукции объясняется в первую очередь достаточно высокой ценой и несоответствием народному принципу «больший градус за меньшие деньги».

Введение же сухого закона, за который так ратуют наши политики, скорее всего не приведет к желаемому результату. Подтверждение тому — Соединенные Штаты, которые приняли сухой закон в 1920 г.

Вследствие принятых правительством Америки действий:

1) возросла организованная преступность;

2) государство потеряло значительную часть доходов;

3) появились:

  • подпольные самогонщики (moonshiner);
  • контрабандисты (bootlegger), доставлявшие запрещенные товары через границу или океан;
  • нелегальные заведения (speakeasy), где шепотом заказывали чай или кофе, смешанные с запрещенными алкогольными напитками.

Топ­ 10 стран с наибольшим потреблением алкоголя

№ п/п

Страна

Ежегодное общее потребление

в пересчете на чистый алкоголь,

л. на одного взрослого в год

1

Австрия

12,8

2

Германия

11,9

3

Ирландия

11,0

4

Россия

10,5

5

Франция

10,5

6

Португалия

10,5

7

Дания

10,3

8

Бенилюкс

10,2

9

Великобритания

10,1

10

Венгрия

10

Источник: Союз виноградарей и виноделов Молдовы, 2009 г.