1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1996

Собственные доходы падают, а общие растут

Феномен российских провинциальных финансов заставляет усомниться в незыблемости правил арифметики: собственных доходов у российских муниципалитетов становится меньше, а общий объем доходов местных бюджетов растет. На самом деле все объясняется подачками центра регионам на пропитание.

Согласно мониторингу Минфина России в январе — июне поступления собственных доходов в муниципальные бюджеты по сравнению с 1-м полугодием 2010 г. снизились на 11%, но сумма общих доходов увеличилась на 10,6%.

Источник благополучия — вливания свыше

Рост собственных доходов местных бюджетов отмечен в 42 субъектах Федерации из 83. Лучшая динамика у Камчатского края — +39,8%, Белгородской области (+24,6%), Пензенской области (+21,2), Республики Хакасия (+21%). Но в 29 регионах из отстающей половины регионов показатель падения собственных доходов ниже среднероссийского. На 1 июля в Республике Ингушетия он застыл на отметке –46,9%, на Сахалине — –25,6%, в Тульской области — –22,5%, Удмуртской Республике — –22,1%. Если смотреть по восьми федеральным округам, то отставание от прошлогоднего уровня наблюдается в Северо-Кавказском ФО — –6,6% и Дальневосточном ФО — –1,7%.

Вопрос: откуда тогда берутся деньги в муниципалитетах? Как и до начала реформы местного самоуправления — из бюджетов более высоких уровней — федерального и региональных. За полгода сумма такого вспоможения возросла на 10,4%. В том числе объем субсидий увеличился на 5,1%, других межбюджетных трансфертов — на 1,2%. Но как ни называй такую финансовую помощь, это в любом случае государственные подачки органам местного самоуправления, которые между тем не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Структура межбюджетных вливаний представлена в табл. 1. Из нее видно, что более всего выросли дотации — на 18,3%, в абсолютных числах на 27,7 млрд руб. Эти средства направлены:

  • на выравнивание бюджетной обеспеченности — 73,7% всего объема;
  • обеспечение сбалансированности местных бюджетов — 21,2%;
  • прочие цели для исполнения полномочий органов местного самоуправления — 5,1%.

Получается, что можно безбедно жить, не утруждая себя заботами, например, о поддержке предпринимательства и открытии рабочих мест с целью наращивания налогооблагаемой базы. А еще можно поторговаться с региональной властью при делегировании ею органам местного самоуправления отдельных своих обязательств перед местным населением: если нагружаешь, то и деньгами поделись. Однако динамика последних двух лет (табл. 2) свидетельствует о стабилизации в сфере разделения полномочий. Объем субвенций местным бюджетам на исполнение делегированных муниципалитетам государственных полномочий вырос в 1-м полугодии 2011 г. на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., или на 33,1 млрд. руб.

На что расходуются муниципальные деньги

В такой ситуации грех умерять аппетиты мэрам городов и главам районов, а вместе с ними и руководителям поселений. Проси чаще — что-то перепадет. А потратить всегда найдется на что.

С начала текущего года фактические расходы местных бюджетов превысили показатели первой половиной прошлого года на 8,9%. Общий объем муниципальных расходов составил 1 трлн 186,9 млрд руб. Только мало найдется в более чем 25 000 муниципальных образований людей, утверждающих, что жить стало лучше, жить стало веселей. Не до смеха, когда в селе закрывается школа, нет квалифицированной медицинской помощи, не работает почта. На 19 000 городских и сельских поселений приходится 0,8% всех муниципальных затрат в сфере образования. А если отделить сельские поселения от городских, и того меньше. Ведь в таком городском поселении, как г. Ангарск в Иркутской области с населением более 200 000 человек, насчитывается пять десятков общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Не жалеют денег муниципалитеты на культуру. И поселения, и муниципальные районы, и города тратят примерно одинаковые суммы: города — 18,3 млрд руб., районы — 18,2 млрд, поселения — 17,1 млрд руб.

На Международном форуме городского управления, состоявшемся 19—20 сентября в Москве при информационной поддержке «ЭЖ», директор Института реформирования общественных финансов д.э.н. Владимир Климанов выразил искреннее удивление тем, что практически повсеместно всеми правдами и неправдами местная власть стремится сохранить клубных и библиотечных работников. Все говорят: главное — сохранить сеть культуры. А на какие средства?

Как поднять наполняемость местных бюджетов собственными доходами? По мнению ученого, надо сделать так, чтобы органам местного самоуправления было выгодно участвовать в повышении собираемости налогов. Для этого следует дифференцировать налоги и ставки по ним в соответствии с типами муниципальных образований. Допустим, ставка транспортного налога не может быть одинаковой для сельской и городской местности, поскольку в отдельных субъектах Федерации до 80% личного автотранспорта граждан зарегистрировано в региональном центре. По мнению В. Климанова, НДС должен стать федеральным налогом, НДФЛ — региональным, а имущественный налог (за землю и недвижимость) — местным. Одновременно надо поднимать субсидиарную ответственность региональных и местных властей, чтобы граждане не писали сразу главе государства о плохой очистке улиц в своем населенном пункте.

Мнение ученого разделяют многие эксперты муниципального управления. Согласно отчетности налога на имущество физических лиц (местного налога!) собрано в 1-м полугодии 2011 г. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Эти потери муниципальных бюджетов компенсированы увеличением на 11,4% собираемости земельного налога.

Ничем не восполнить упущенную муниципальными властями выгоду, которую они могли бы получить, если бы помогали местным предпринимателям и сами порой участвовали в деятельности, приносящей доходы, что не возбраняется. Всего 47,2% от уровня прошлогоднего полугодового показателя составили общие доходы российских муниципалитетов за счет развития местного бизнеса за 1-е полугодие нынешнего года.

Структура бюджетных расходов по типам муниципальных образований, в млрд руб. общая сумма по стране (таблица 1)

Виды расходов

Городские округа

Муниципальные районы

Поселения

Управление

48,5

35,9

27,0

ЖКХ

93,2

29,7

37,4

Образование

251,1

254,1

3,8

Культура

18,3

18,2

17,1

Здравоохранение и спорт

72,4

53,1

2,7

Социальная политика

58,5

53,5

1,7

Другие расходы

46,4

53,5

10,9

Источник: Минфин России

Динамика делегирования на муниципальный уровень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в 2010—2011 гг. (таблица 2)

Полномочия субъекта РФ

2010

2011

Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий

69

69

Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей

19

15

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

75

75

Формирование и содержание архивных фондов

39

39

Поддержка сельскохозяйственного производства

32

31

Организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан

23

24

Предоставление служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ

66

64

Осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости

62

63

Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона от 31.05.2022 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

20

21

Участие в урегулировании коллективных трудовых споров

19

14

Осуществление международного сотрудничества в соответствии с законодательством РФ, в том числе приграничного сотрудничества, участия в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом

17

18

Осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

14

15

Источник: Минфин России

на 11% снизились в 1-м полугодии 2011 г. поступления в местные бюджеты собственных доходов муниципалитетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.