1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1075

Конкурентоспособность России между Вьетнамом и Перу

Согласно обнародованному 7 сентября очередному годовому Отчету по глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по сравнению с прошлым годом потеряла три позиции и заняла 66-е место среди 142 стран. Говоря о причинах занятого нами места в мировой табели конкурентоспособности, авторы исследования, по сути, ничего нового не говорят.

Сначала напомним, что Всемирный экономический форум (ВЭФ) исследует и устанавливает рейтинг страны по 12 показателям. Четыре из них основные: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая среда, здоровье и начальное образование. Дополнительные требования включают высшее образование и профессиональную подготовку, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитие финансового рынка, технологическую готовность, размер рынка, сложности ведения бизнеса и инновации. ВЭФ проводит исследование со своей сетью партнерских институтов. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в рекордном числе стран — 142.

И на этот раз Швейцария возглавила рейтинг в Отчете по глобальной конкурентоспособности — 2011—2012 Всемирного экономического форума. Сингапур сместил Швецию на вторую позицию. Но страны Северной и Западной Европы доминируют в топ-10 со Швецией (3-е место), Финляндией (4-е), Германией (6‑е), Нидерландами (7-е), Данией (8-е) и Великобританией (10‑е). Япония, по-прежнему занимающая 2-е место среди азиатских экономик, потеряла три позиции и опустилась на 9-е место.

Соединенные Штаты продолжили падение уже третий год подряд и, потеряв еще одно место, заняли 5-ю позицию. Авторы рейтинга объясняют это тем, что в дополнение к макроэкономической уязвимости, которая продолжает повышаться, бизнес-лидеры США озабочены некоторыми аспектами институциональной среды, в частности низким доверием общества к политикам и сомнениями в эффективности правительства.

Германия сохраняет сильные позиции внутри еврозоны, хотя спустилась на одну позицию, заняв 6-е место. В то же время Нидерланды (7-е место) поднялись на одну ступень. Франция потеряла три места и остановилась на 18-м.

Отдельно эксперты ВЭФ отметили Грецию, у которой сегодня очень большие долговые проблемы. Она снизилась в рейтинге на семь ступеней — на 90-е место. Но любопытно, что находящаяся в зоне экономического риска Испания поднялась на шесть позиций на 36-е место, Италия — на пять — до 43-й строки, Португалия — на одну — до 45-й.

Повышение эффективности проводимых реформ будет играть ключевую роль в оживлении экономического роста в Европейском регионе и решении его ключевых задач по финансовой консолидации и стабилизации уровня безработицы, резюмируют авторы отчета.

Результаты исследования показывают, что, в то время как в течение последних семи лет конкурентоспособность в развитых странах пребывала в застое, во многих развивающихся рынках она улучшилась, что ставит их рост на более стабильную основу и отражает сдвиг в экономической деятельности от передовых к развивающимся экономикам.

Так, Китай продолжает лидировать среди крупных развивающихся экономик. Он укрепил в рейтинге свою позицию еще одним местом среди топ-30, заняв 26-ю строку. Среди четырех других стран БРИКС Южная Африка (50-е место) и Бразилия (53‑е) поднялись на четыре и пять ступеней соответственно. В то же время Индия (56-е место) и Россия (66-е) испытали снижение на 5 и 3.

«Большая часть развивающихся стран по-прежнему показывает относительно высокие темпы роста, несмотря на некоторый риск перегрева, в то время как большинство развитых стран продолжает испытывать вялое восстановление, устойчивый уровень безработицы и финансовую уязвимость без ясного горизонта для улучшения», — говорит Клаус Шваб, основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума.

Ксавье Сала-и-Мартин, профессор экономики Колумбийского университета США и соавтор доклада добавляет: «Среди вновь возникающих озабоченностей по поводу перспектив мировой экономики политики не должны упускать из виду долгосрочную конкурентоспособность. Восстановление необходимо ставить на более стабильную основу, формирующиеся и развивающиеся экономики должны обеспечить рост на основе повышения производительности. Странам с развитой экономикой, многие из которых столкнулись с фискальными проблемами и анемичным ростом, необходимо сосредоточить внимание на конкурентоспособности принимаемых мер, чтобы создать эффективный цикл роста и обеспечить устойчивое экономическое восстановление».

Как отмечалось выше, Россия опустилась на 66-е место между Вьетнамом (65-е) и Перу (67‑е). Падение, говорится в отчете, отражает тот факт, что улучшение макроэкономической стабильности у нас перевешивает ухудшение в других областях. В частности, это качество институтов, эффективность рынка труда, условия ведения бизнеса и инновации.

Отсутствие прогресса по отношению к институциональной структуре вызывает особую озабоченность авторов доклада, поскольку эта область, по их мнению, среди наиболее существенных ограничений конкурентоспособности России.

Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, повышение эффективности функционирования судебной системы и повышение уровня безопасности по всей стране принесло бы большую пользу экономике и положительные побочные эффекты в других областях. В дополнение к слабой институциональной базе на конкурентоспособность России продолжает негативно влиять низкая эффективность ее рынка товаров и услуг. Конкуренцию внутренних, а также иностранных его участников, рыночных структур душат доминирование несколько крупных фирм, неэффективная антимонопольная политика и ограничения на торговлю и иностранную собственность, констатируется в исследовании. Несмотря на большие усилия, финансовые рынки России остаются нестабильными, оценка банковской системы в рейтинге очень низкая.

Эти проблемы снижают способность страны воспользоваться преимуществами некоторых из ее сильных сторон, особенно высотой инновационного потенциала (38-е место за способность к инновациям), большим и растущим объемом рынка (8‑е) и широким охватом обучением в сфере высшего образования (27‑е место), сетуют авторы отчета.

Названные плюсы действительно некоторые из более сотни критериев и подкритериев рейтингования конкурентоспособности стран. А более обобщенные результаты для России следующие: по развитию институтов — 128-е место (–10 относительно прошлогоднего показателя), по инфраструктуре — 48-е, по макроэкономике — 44-е (+35), по уровню здоровья и начального образования — 68‑е, по уровню высшего образования и профессиональной подготовке — 52-е, по эффективности рынка товаров и услуг — 128-е, по эффективности рынка труда — 65-е (–8), по развитию финансового рынка — 127-е, по технологической готовности — 68-е, по размеру рынка — 8-е, по сложности ведения бизнеса — 114-е (–13) и по инновациям — 71-е место (–14).

Как видим, отдельные показатели изменились существенно, но в целом ничего нового о России авторы исследования не рассказали.

Рейтинг по индексу глобальной конкурентоспособности 2011—2012 (GCI)

Страна

GCI 2011—2012

GCI 2010—2011

ранг

оценка

ранг

изменения

Швейцария

1

5,74

1

0

Сингапур

2

5,63

3

1

Швеция

3

5,61

2

–1

Финляндия

4

5,47

7

3

США

5

5,43

4

–1

Германия

6

5,41

5

–1

Нидерланды

7

5,41

8

1

Дания

8

5,40

9

1

Япония

9

5,40

6

–3

Великобритания

10

5,39

12

2

Гонконг

11

5,36

11

0

Канада

12

5,33

10

–2

Тайвань, Китай

13

5,26

13

0

Катар

14

5,24

17

3

Бельгия

15

5,20

19

4

Китай

26

4,90

27

1

Эстония

33

4,62

33

0

Литва

44

4,41

47

3

ЮАР

50

4,34

54

4

Бразилия

53

4,32

58

5

Азербайджан

55

4,31

57

2

Индия

56

4,30

51

–5

Вьетнам

65

4,24

59

–6

Российская Федерация

66

4,21

63

–3

Перу

67

4,21

73

6

Казахстан

72

4,18

72

0

Украина

82

4,00

89

7

Грузия

88

3,95

93

5

Армения

92

3,89

98

6

Молдова

93

3,89

94

1

Таджикистан

105

3,77

116

11

Кыргызстан

126

3,45

121

–5

Мали

128

3,39

132

4

Кот-д'Ивуар

129

3,37

129

0

Мадагаскар

130

3,36

124

–6

Тимор-Лешти

131

3,35

133

2

Зимбабве

132

3,33

136

4

Мозамбик

133

3,31

131

–2

Свазиленд

134

3,30

126

–8

Лесото

135

3,26

128

–7

Буркина-Фасо

136

3,25

134

–2

Мавритания

137

3,20

135

–2

Йемен

138

3,06

Ангола

139

2,96

138

–1

Бурунди

140

2,95

137

–3

Гаити

141

2,90

Чад

142

2,87

139

–3

источник: Всемирный экономический форум, 2011