1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1530

«Гетто» для малого бизнеса

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) сегодня носят фрагментарный характер, отмечали участники экспертной дискуссии в рамках доработки Стратегии-2020. Вывести малый и средний бизнес из своеобразного «гетто» помогут коренная смена акцентов экономической политики и включение МСП в качестве главного драйвера роста во все программные документы правительства.

Сейчас в нашей стране ведут борьбу за выживание, по данным Росстата и налоговой службы, 5,7 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,6 млн юридических лиц и 4,1 млн индивидуальных предпринимателей. После всплеска почти на 10% в 2009 г. общее количество субъектов МСП за прошлый год выросло лишь на 2%.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 16,3 млн человек, 12,2 млн из которых трудятся в компаниях, являющихся юридическими лицами. По итогам 2010 г. показатель занятости увеличился менее чем на 1%.

Налицо снижение темпов роста малого и среднего предпринимательства на фоне сокращения бюджетного финансирования. В нынешнем году государство, по словам директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, выделило на программы поддержки МСБ более 20 млрд руб., а на 2012 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере менее 6 млрд (подробнее об этом см. в «ЭЖ», 2011, № 30, с. 01). Мировая же практика показывает, что большинство эффективных программ стоит намного дороже — от 1 млрд евро и выше.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, отметил вице-президент На­ционального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, в существующем виде зачастую не достигает цели и порождает иждивенческие настроения. Средства, предназначенные для поддержки МСБ, перечисляются в регионы вместе с другими федеральными субсидиями и нередко используются местными администрациями для покрытия кассовых разрывов бюджетов.

Между тем проблемы малого и среднего бизнеса гораздо глубже, чем сокращение государственного финансирования. Сложившаяся в последние годы модель государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, по оценке вице-президента «ОПОРЫ России» Виктора Климова, заведомо неэффективна и не позволит достичь целевых показателей роста сектора МСП, обозначенных в стратегических документах страны.

Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается отдельно от структурных преобразований российской экономики. Реализуя программы поддержки МСП, устанавливая определенные льготы и преференции, государство по сути формирует «гетто» для малого и среднего предпринимательства. Его ресурс ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан.

Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП и рост численности занятых в секторе МСП невозможны за счет отдельных точечных мер, не связанных со структурными преобразованиями экономической системы в целом, полагает вице-президент «ОПОРЫ России». Требуется перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны станет малый и средний бизнес. Соответственно одной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций будет создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.

По мнению руководителя экспертного совета «Деловой России» Александра Осипова, малый и средний бизнес должны стать одной из основ новой российской экономики. В секторе МСП сегодня много динамичных, быстро развивающихся компаний, многие из которых выходят на мировые рынки. К сожалению, государственная поддержка пока имеет фрагментарный характер и не затрагивает огромные категории предприятий.

В. Климов острейшей проб­лемой малых и средних предприятий называет значительное сокращение численности трудоспособного населения. К 2025 г. его численность, согласно прогнозу Росстата, уменьшится на 14 млн человек, или на 16%. Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет внедрения инноваций и реструктуризации экономики.

От кризиса на рынке труда в первую очередь пострадает малый бизнес, поскольку не сможет конкурировать с крупными компаниями в борьбе за привлечение высококвалифицированных кадров. Если государство не примет мер для привлечения необходимого количества квалифицированных мигрантов, потребность в рабочей силе будет удовлетворяться за счет стихийного наплыва граждан низкой квалификации из соседних государств. При отсутствии грамотной и выверенной политики по адаптации мигрантов в России это способно привести к межнациональным конфликтам, яркие примеры которых мы наблюдали последние годы в странах Европейского союза.

Эксперты «ОПОРЫ России» уверены, что государство в ближайшее время должно принять Стратегию миграционной политики в Российской Федерации, важнейшим приоритетом которой станет облегчение доступа малого и среднего бизнеса к трудовым ресурсам.

Нужно существенно модернизировать действующую систему формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы, предоставив возможность в первую очередь малым и средним предприятиям участвовать в этом процессе. Предстоит продолжить дальнейшее внедрение дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов, а также перенять успешный опыт других стран по привлечению на постоянное место жительства предпринимателей и инвесторов из других стран.

Наконец, необходим качественный мониторинг «отраслевого портфеля» малого и среднего бизнеса, который целесообразно «наложить» на серьезные исследования экономики регионов для выявления их конкурентных ниш. Такой подход многократно повысит эффективность государственных мер поддержки, поскольку выявит их актуальные направления на местах, и поможет сформировать кластерные приоритеты. В отдельных регионах России к настоящему времени кластеры уже сформировались, например автомобильный — в Татарстане, лесной — в Архангельске, химический — в Томске.

Кластерный подход должен активно использоваться при формировании государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Он позволит сочетать на уровне регионов другие элементы экономической политики, направленные на технологическую модернизацию компаний, развитие инноваций и привлечение мигрантов.

Показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий)1 в I квартале 2011 г.


Число предприятий на 1 апреля 2011 г., тыс.

Численность работников списочного состава(без внешних совместителей), тыс. человек

Оборот, млн руб.

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

РФ

230,9

5705,5

2477161,7

38301,3

ЦФО

71,0

1639,3

967392,1

8994,3

СЗФО

35,8

647,1

276492,5

2533,6

ЮФО

17,2

486,3

168916,9

7586,4

СКФО

6,1

160,2

48282,1

913,9

ПФО

47,3

1260,7

445731,9

8863,2

УФО

16,5

437,4

217496,8

1854,7

СФО

27,3

772,8

258828,9

6384,6

ДФО

9,6

301,8

94020,4

1170,5

1 Юридические лица

Источник: Росстат