Социальное жилье — миф или реальность

| статьи | печать

Купить квартиру с помощью ипотечного кредита сегодня могут лишь 22% россиян, остальным приходится рассчитывать только на социальное жилье, построенное государством. Чтобы виртуальная возможность получения заветных метров стала правдой жизни, подчеркивают эксперты, нужно сломать стену коррупции и бесплатно передавать землю и коммуникации для строительства муниципального жилья.

Самый масштабный ввод жилья в нашей стране наблюдался в далеком 1986 г., когда строители возвели 76,4 млн кв. м на радость российским новоселам. С начала экономических реформ темпы ввода жилья устойчиво падали до 2002 г., в котором было построено всего 30,2 млн кв. м.

После принятия ряда политических решений, в частности приоритетного национального проекта «Жилище», ситуация начала постепенно выправляться, и к 2007 г. ввод жилья составил порядка 60 млн кв. м. Затем экономический кризис заставил строительные компании свернуть программы возведения жилья, сделав совсем иллюзорным намеченный в Стратегии-2020 высокий показатель — 140 млн кв. м.

Объемы строительства жилья в нынешнем году, отметил на круглом столе, организованном Ассоциацией строителей России (АСР), ее президент Николай Кошман, показывают, что гражданам не стоит рассчитывать на доступное и комфортное жилье, тем более ожидать снижения цен на него.

По итогам января — мая текущего года было построено на 6,9% меньше жилья, чем за аналогичный период 2010 г., который, кстати, был далеко не лучшим по объемам жилищного строительства. Причем вполне возможно, что цена квадратного метра в 2011 г. выйдет на докризисный уровень. Спровоцировать повышение цен может и ситуация на рынке цемента, который с марта по июнь текущего года подорожал в два раза — до 6000 руб. за тонну. К концу лета, считают эксперты АСР, цена за тонну может достичь 10 000 руб.

«Мы последние годы много говорим о развитии промышленности строительных материалов, но конкретных построенных объектов почти нет. Правда, в июне в Дмитровском районе Подмосковья ввели в эксплуатацию завод по производству газобетона производительностью 600 000 куб. м в год. Аналогичного предприятия нет ни в России, ни в Европе. Но это скорее исключение из общего положения на рынке строительных материалов», — уверен г-н Кошман.

Снижение темпов строительства жилья происходит на фоне сложностей, связанных с получением ипотечных кредитов. Сегодня купить квартиру с помощью ипотеки, по оценке директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александра Семеняки, способен только каждый пятый житель Российской Федерации. Подавляющая часть наших сограждан может рассчитывать лишь на социальное жилье.

«Россия — уникальная страна. У нас нет никакого социального жилья, хотя программы его возведения существуют», — с иронией заметил председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский на пресс-конференции по вопросам социального жилья в РИА «Новости».

Социальное жилье во всем мире представляет собой муниципальное жилье, которое никогда никому не продается. Оно предоставляется внаем социально слабым слоям населения, а также помогает решать проблему миграции трудовых ресурсов. «Я надеюсь, что это просто путаница, а не способ организации потоков бюджетных денег, когда муниципальное жилье впоследствии кем-то приватизируется, — сказал В. Плескачевский. — До тех пор пока существует бесплатная приватизация жилья, муниципального социального жилья не будет».

Другим барьером при возведении социального жилья становятся отчисления на инфраструктуру, которые в Москве и Санкт-Петербурге составляют порядка 40—50% стоимости жилья. То есть гражданин, покупая одну квартиру, другую оплачивает в пользу города.

Отдельная тема — бюрократические препоны при получении разрешений на строительство, особенно в столице. Например, на Якиманке у строителей еще до начала строительства накапливаются затраты около 25 000 долл. по девелоперским проектам.

Не согласен парламентарий и с утверждениями некоторых чиновников, что в двух столицах не хватает земель для возведения жилых домов. Стоит посмотреть на карту городов, и сразу видно, что минимум 20% территорий занимают промышленные зоны. Между тем в мировой практике их принято «выдавливать» за границы больших городов. Так, в Хельсинки здание местной биржи расположено в бывшем заводском цехе.

Кроме того, во всем мире, подчеркнул В. Плескачевский, спрос на аренду намного выше, чем на собственность. А у нас наоборот, что подталкивает цену вверх, формируя приблизительно 15% дополнительного спроса.

Из-за аномального роста цен на квартиры в Москве 30—50% жилья приобретается для инвестиционных целей, а не для проживания. Например, знакомый г-на Плескачевского из Тюмени купил в Москве 200 квартир — как ценные бумаги.

Остается добавить, что все мы люди разные и знакомые у нас разные.

Оптимистичную нотку в дискуссию попытался внести спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Он заметил, что сейчас готовятся новые программы значительного сокращения времени согласования на строительство. А самое главное — столичные власти намерены, несмотря на большие трудности, в будущем брать на себя бремя создания и подведения всех коммуникаций к жилью. Это позволит существенно снизить стоимость не только социального, но и коммерческого жилья.

Свежо предание, но верится с трудом. Сергей Собянин после прихода на пост столичного мэра оставил в должности своего заместителя Михаила Ресина, который по сути является создателем правил игры в строительном комплексе Москвы. А они, по единодушной оценке независимых экспертов, чрезвычайно бюрократические и коррумпированные, что и приводит к завышенным ценам на жилье. Выводы, как говорится, делайте сами.