Молодо – не зелено (ч. 1)

(опрос российских студентов: предварительные итоги и размышления)
| статьи | печать

Аналитический центр еженедельника ЭЖ в апреле – мае текущего года опросил 3948 студентов 1–5 курсов ряда отечественных вузов экономического профиля. Они обучаются на бюджетной и платной основе, очно и заочно в Москве, Архангельске, Барнауле, Владимире, Волгограде, Воронеже, Казани, Калуге, Липецке, Новороссийске, Орле, Пензе, Томске, Уфе. Тематика 25 вопросов касалась образовательного процесса, избранной специальности, сферы и места будущей работы, отношения к действующему законодательству в целом, актуальных социально-экономических проблем и перспектив предпринимательской деятельности (в т.ч. модернизации экономики, коррупции, пенсионного обеспечения, стратегии российских реформ).

Результаты наиболее важных и заслуживающих внимания ответов представлены в виде интервала значений (в ряде случаев наибольшее и наименьшее значения были отброшены).


Кем быть?

Будут работать по специальности

66–76%

Образование адекватно современным требованиям

65–77%

Популярные сферы деятельности после окончания вуза:
услуги, торговля, финансы


34–63%

Предпочтительные места работы:

частные компании

54–78%

госкомпании и госслужба

14–50%

При наличии 1 млн долл.:

начнут собственное дело

57–79%

станут инвесторами

30–56%

Осознанный выбор и желание работать по специальности после окончания вуза подтвердили 60–65% студентов. Ещё от 6 до 11% убедились в правильности сделанного выбора в процессе учёбы. В целом – от двух третьих до трёх четвёртых опрошенных. Столько же считают получаемое образование адекватным современным требованиям. Не разделяют это мнение или затруднились ответить 20–30%. Много это или мало и что из этого следует – решать работникам высшей школы. 

При ответе на вопрос «В каких секторах экономики вы бы хотели работать?», предлагалось отметить несколько вариантов. Сферу услуг, торговли и финансов выбрали 34–63% студентов; издательскую деятельность, СМИ и ТВ – 17–45%. На сырьевые отрасли, энергетику, обрабатывающую промышленность и строительство, IT-технологии указали 10–20%. Приблизительно столько же готовы посвятить себя научно-образовательному поприщу. Консалтинг привлекает внимание 10–23%, а сельское хозяйство – лишь 3–9% опрошенных.

Подобное распределение в большей степени соответствует стабильно развивающемуся постиндустриальному обществу. Но России ещё предстоит построить высокоиндустриальную экономику. А между тем известные кадровые проблемы отечественной промышленности, в связи с естественным возрастным выбытием специалистов, рискуют в ближайшие десятилетия ещё более усугубиться, что может поставить под сомнение успешность требуемых модернизационных преобразований. Для популяризации инженерно-технических специальностей усилий одного только Минобразования будет явно недостаточно. Проблема требует системного и неформального решения, не только увеличения числа и профессиональной подготовки инженерных кадров, но и роста престижности таких профессий, достойной оплаты труда и т.д.

Указывая желательное место будущей работы, также можно было отметить несколько вариантов. За частные компании проголосовало уверенное большинство (от 53 до 78%). Достаточно высока востребованность работы в госкомпаниях (26–50%) и на госслужбе (11– 36%). Нижний показатель в первом случае и два верхних во втором относятся к студентам-заочникам (как правило, работающим, старшим по возрасту, с большим жизненным опытом и с меньшими иллюзиями). Отрадный факт: немало ответивших при выборе места работы – частная или государственная структура – будут руководствоваться прагматичными, а не идеологическими принципами, в частности, учитывая размер зарплаты, другие важные для соискателя преимущества. Всего лишь 3–11% не исключают работу в НИИ и вузах (ничего удивительного – и престиж, и зарплата оставляют желать лучшего).

Практически такое же большинство (57–77%) хотело бы создать собственную компанию и даже верит в её успешное будущее. Но, чтобы реализовать мечту, нужны доступные инвестиции. Если бы у 57–79% (ещё одно не случайное совпадение!) был 1 млн долларов, они начали бы собственное дело. Немало таких, кто готов стать инвесторами (30–56%), разместить этот миллион в банке под проценты (21–38%) или потратить валюту на личные текущие нужды. Правда, последних меньшинство – порядка 17–24%.

Камо грядеши, Россия?

Результаты российских реформ:
не обнадёживают


43–50%

обнадёживают частично

26–37%

не соответствуют мировым тенденциям

17–29%

соответствуют частично

54–65%

В России рыночная экономика:
не сформирована


29–32%

сформирована частично

30–45%

Модернизация российской экономики:
реальна


40–54%

не реальна

23–33%

Позиции России в мировой экономике:
достойные


6–17%

слабые

68–76%

Национальное богатство распределено:
несправедливо


30–56%

справедливо

6–14%

Не теряют надежду на реальную модернизацию российской экономики 40–54% (против 17–29%), согласны с мнением о частичном соответствии российских реформ тенденциям развития мировой экономики 54–65%. В то же время от 43 до 50% студентов-экономистов не считают результаты российских реформ обнадёживающими, 19–42% расценивают их как частично обнадёживающие. Уверены в успехе реформирования менее 8%.

На вопрос «Считаете ли вы, что в России сформирована рыночная экономика?» однозначно «да» ответили 7–14%. Вариант ответа «сформирована частично» выбрали 30–46%. Отрицательно ответили 28– 39%, т.е. порядка трети молодых людей.

При этом позиции России в мировой экономике оценили как слабые 68–76%, как достойные – от 6 до 16%.

Более половины опрошенных (55–60%) не считают справедливым распределение национального богатства, произведённого в российской экономике. Уверенных в таковом распределении 6–10%. Затруднились ответить 12–24%.

Таким образом, значительная часть студенческой молодёжи, вполне разделяя принципы рыночного капитализма, потенциально могла бы стать движущей силой важных направлений российских реформ. Но суровая и циничная российская действительность быстро лишает мечты романтического флёра и присущего молодости подвижничества.

Показательны и ответы, относящиеся к основным положениям стратегии российских реформ, проекта «Стратегии2020», программы «Вашингтонский консенсус». Количество студентов-экономистов, незнакомых с их содержанием, закономерно растёт: 48–60%, 54–70%, 73–84% соответственно. Удивляться нечему: непрекращающиеся околонаучные дискуссии, конъюнктурные предложения, в которых политики больше, чем экономики, – вместо объективного анализа и концептуального системного подхода – логично предопределяют выявленный результат.