1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1711

Рабочих мест прибавится, но не всем достанется

Рабочих мест прибавится, но не всем достанется

Реализация государственной политики на рынке труда, в частности некоторых отраслевых стратегий, позволит создать к 2015 г. около 650 000 новых высококвалифицированных рабочих мест, подчеркнули специалисты Минздравсоцразвития в ходе экспертных дискуссий по доработке Стратегии-2020. Независимые эксперты сомневаются в реальности этих планов из-за деградации системы трудовых отношений.

Одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие в среднесрочной перспективе, может стать сокращение совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011—2015 гг. около 4%). По сути, российской экономике и всем гражданам в ближайшие годы придется расплачиваться за малограмотные и жестокие реформы начала 1990-х гг., которые привели к резкому снижению рождаемости.

Палочкой-выручалочкой, а точнее, своеобразной демографической дубиной должны стать для угасающего рынка труда мигранты из стран СНГ, которым специалисты Мин­здравсоцразвития обещают дифференцированный подход в зависимости от профессиональной квалификации.

Провал на рынке труда можно также нивелировать адекватным ростом производительности при переходе к инновационной экономике. Мощный импульс к созданию новых высокопроизводительных рабочих мест даст реализация ряда отраслевых стратегий (легкой, фармацевтической, судостроительной, нефтехимической и др.) за счет как частных, так и государственных средств.

В целом реализация проекта Основных направлений действий на рынке труда РФ в период 2011—2015 гг. позволит, по словам директора Департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития России Ирины Гривиной, создать около 650 000 новых рабочих мест (кстати, «Деловая Россия» планирует создать 25 млн мест, см. ст. "Модернизировать приказано, увольнять запрещено"). Общую и регистрируемую безработицу предполагается стабилизировать на уровне 5,8 и 1,8% соответственно.

Цель — повысить доходы

Планы создания новых рабочих мест можно осуществить, отмечают независимые эксперты, если сделать проект Основных направлений госполитики на рынке труда более конкретным и исключить декларативность многих разделов.

Содержание Основных направлений, уверен завлабораторией трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.э.н. Андрей Коровкин, необходимо расширить. Нужно больше внимания уделить вопросам регулирования оплаты труда. Политика занятости должна быть направлена на повышение доходов занятого населения. Пока эти вопросы в документе отражены слабо.

Отдельная тема — борьба со структурной безработицей, размеры которой будут нарастать по мере изменений в отраслевой структуре отечественной экономики.

В проекте учитываются перспективы реализации отраслевых стратегий развития, подчеркивает А. Коровкин.

Но также важно учитывать стратегии развития регионов, по крайней мере федеральных округов. То есть необходимо ставить более общую задачу — согласование региональных и отраслевых перспектив развития.

Заведующая лабораторией социально-трудовых отношений Института экономики РАН Ирина Соболева отмечает, что в Основные направления снова закладывается значительное отставание уровня регистрируемой безработицы (1,8%) от общей (5,8%), сознательно ограничивается государственное регулирование открытого рынка труда. Такой разрыв стал уже российской традицией. Надо бы его потихоньку преодолевать. Более того, нужны ориентиры не только на уровень безработицы, но и на ее продолжительность (сокращение средней продолжительности и доли длительно безработных).

Деградация трудовых отношений

По понятным причинам много копий ломалось в ходе споров о возможных изменениях в трудовом законодательстве. Сегодня его необходимо менять, считает экспертная группа Центра социально-трудовых прав (ЦСТП). Ведь в рамках действующего законодательства система трудовых отношений, приемлемых для рыночной свободной экономики, не способна функционировать.

Работники сталкиваются с множеством однотипных, постоянно повторяющихся нарушений трудовых прав. Большинство из них — грубые, они влекут за собой нарушения основных интересов. Наиболее распространенными и болезненными являются нарушения, связанные с полной или частичной невыплатой в срок заработной платы, ее произвольным снижением, необоснованными увольнениями, необоснованными изменениями условий трудовых договоров, отказами в их оформлении.

Все чаще применяются трехсторонние формы трудовых отношений (аутстаффинг), подрядный труд, приводящий к снижению уровня трудовых отношений.

Работники вынуждены мириться с таким положением дел из-за безработицы, низкого уровня оплаты труда в большинстве регионов и сложностей защиты прав.

Исследования ЦСТП, свидетельства работников и профсоюзов показывают, что нарушения трудовых прав повсеместны. Но комплексной системы отслеживания состояния и нарушений трудового законодательства не существует. Суд, прокуратура, государственная инспекция труда фиксируют только те нарушения, по поводу которых к ним обращаются работники.

Практика неформального регулирования трудовых отношений, когда работодатели, опираясь на отсутствие механизмов сопротивления со стороны работников, произвольно формируют трудовые отношения на своих предприятиях, приводит к очевидной деградации (инволюции) всей системы трудовых отношений, уверена председатель Совета Ассоциации «Юристы за трудовые права» Елена Герасимова.

Модернизация российской экономики станет реальностью, если в нее будут активно вовлекаться не только работодатели, но и наемные работники. Для этого изменения трудового законодательства должны быть направлены на обеспечение равноправия участников трудовых отношений, возможность создания и поддержания качественных рабочих мест, достойного труда для работников.

Важнейшими направлениями совершенствования законодательства в рамках Трудового кодекса РФ, по мнению аналитиков ЦСТП, должно стать обеспечение права работников на свободу объединения, механизмов защиты трудовых прав работников, в том числе от гендерной, возрастной и профсоюзной дискриминации.