Диверсификация кофейного бизнеса

| статьи | печать

О новой технологии розничной продажи «живого» молока через вендинговые автоматы газета уже писала (см. ст. "Как уйти от монополии молокозаводов и торговых сетей при продаже «живого» молока"). Наиболее простыми и эффективными среди торговых автоматов считаются кофемашины, именно с них начинают большинство предпринимателей, предпочитая их другим вариантам вендинга. Почему?

В России растет потребление кофе. Эксперты отмечают изменение предпочтений потребителей в пользу натурального зернового кофе. Уже два года растет и потребление кофе в капсулах, которые удобны и просты в использовании, но значительно дороже обычного зернового кофе.

В вендинге (больших торговых автоматах с кофе и горячими напитками) постепенно вытеснили автоматы с растворимым кофе. Из-за стремления угодить развивающемуся вкусу покупателя в Россию стали привозить автоматы с более сложным устройством и значительно более качественным кофе. Эти кофе-автоматы дороже, но напитки практически неотличимы от привычного ароматного кофе из хорошей кофейни. И при этом их цена выросла незначительно. Сегодня на рынке крупных городов в основном работают торговые кофейные автоматы на натуральном зерновом кофе.

Они готовят множество разных горячих напитков: кофе эспрессо (иногда его называют просто «крепкий кофе»), кофе американо (или «большой»), мокачино (это кофе с молоком и шоколадом), чай, молоко, горячий шоколад (какао), горячий шоколад с молоком, бульон. Ассортимент почти как в кафе-фастфуде.

 

Чем удобны автоматы?

Обслуживать 10—20—30 автоматов вполне может один человек. Это хорошее решение, если цель бизнеса — обеспечение стабильного дохода семьи.

Работают автоматы без перерывов, выходных и отпусков.

Под автомат требуется около метра площади, а продают они напитки, как и кафе-бар, на 10 м.

Проведем сравнительные расчеты расходов для открытия 20 мини-баров и покупки 20 кофейных автоматов (табл. 1).

Из данных таблицы следует, что в течение года вложения в сеть автоматов почти в три раза меньше, чем в сеть мини-баров.

Конечно, автомат для горячих напитков не продаст теплую булочку, как это делает бармен, но, если к кофейному автомату добавить снековый модуль, можно получить полностью автоматизированное кафе.

 

Кофе-сервис для офисов

Существует мнение, что кофейный торговый автомат — не самый лучший бариста, да и не везде его можно установить (мало места, немного сотрудников в офисе, нечастые посетители). В результате дорогое оборудование будет использоваться неэффективно.

Поэтому появилась идея использовать маленькие бытовые кофемашины без платежных систем. Не лишать же сотрудников небольших офисов удовольствия пить хороший кофе. В Европе это направление бизнеса называется «кофе-сервис для офисов» и находится на стыке вендинга и кейтеринга. Идея на поверхности — компания —продавец кофе предлагает обеспечивать офис хорошим кофе в зернах или капсулах. Кофемашина устанавливается бесплатно, но с условием обязательного выкупа ежемесячно или ежеквартально определенного объема кофе. Если кофе зерновой, то это 4—5 кг в месяц.

Стандартная порция классического эспрессо требует 7—8 г кофе, но обычно кофемашины  настраивают на 10 г и чуть большее количество воды с учетом национальных пристрастий и особенностей. Слишком маленькие порции — 35 мл эспрессо — для нас малы, норма — примерно 50 мл (а лучше больше). Получается, что из 1 кг кофе выходит 100 порций эспрессо, но чаще пьют двойной эспрессо. Если в офисе всего десять любителей кофе, каждый из которых выпьет в день по одному двойному эспрессо, то 1 кг кофе уйдет за пять рабочих дней. А если кто-то привык пить кофе дважды в день? Вот и получается, что 4—5 кг кофе в месяц — нормальное потребление для среднего офиса.

Стоимость бытовой кофемашины невысока, производительность позволяет обеспечить 10—30 человек хорошим кофе, остается только регулярно привозить кофе и следить за платежами клиентов. Порция кофе для покупателя оказывается дешевле, чем в торговом автомате (табл. 2).

Это дает стабильный гарантированный доход и денежный поток, который легко прогнозируется и позволяет нормально работать над другими проектами.

Цены на кофе для такой схемы, как правило, устанавливаются на среднерыночном уровне и не могут быть низкими.

 

Составляем  мини-бизнес-план

Продавец получает лояльного клиента с гарантированными объемами закупки и платежами. Вместе с кофе могут доставляться сахар, сливки и чай. Некоторые компании обеспечивают заказчиков и кофейными парами, салфетками. При оплате клиенту может предоставляться отсрочка платежа.

Первоначальные вложения для компании, предоставляющей услуги кофе-сервиса, — это закупка кофемашин. Учитывая два основных требования к ним — невысокая стоимость и надежность в эксплуатации, — чаще используют бытовые кофемашины. Они недороги и просты. Если компания работает с капсульным кофе, то кофемашины еще дешевле и проще, но капсулы дороже и доходность ниже.

Нормой для такого бизнеса является окупаемость в пределах 6—7 месяцев. Исходные данные для расчетов приведены в табл. 3, а расчеты для бытовых кофемашин — в табл. 4.

Если сравнивать торговые напольные автоматы для кофе и кофе-сервис для офисов, то очевидным преимуществом классических автоматов является длительный срок службы — не менее десяти лет, кофемашины приходится менять примерно каждые три года. Преимущество кофемашин для офисов — обязательность выкупа определенного количества кофе, обеспечивающая стабильную выручку. Сравнение двух вариантов кофе-сервиса приведено в табл. 2.

 

Сравнение расходов на 20 мини-баров и для 20 кофейных автоматов (таблица 1)

Показатели

На 20 мини-баров

Для 20 кофейных автоматов

Место для бара
6 кв. м, руб./мес.

10 000

Аренда 1 кв. м,
руб./мес.

1000

Персонал, руб./мес.

20 000

30 000

Кассовый аппарат,
руб. в год

25 000 + 10 000 (сервис в год)

Оборудование — витрина,
стойка, кофемашина
(в аренду), руб.

100 000

Стоимость 1 кофе-автомата
(LEI 400), руб.

180 000

Итого первоначальных
вложений, руб.

125 000 х 20 = 2 500 000

3 600 000

Ежемесячные выплаты, руб.

10 000 + 20 000 + 833 = 30 833

20 000 + 30 000 + 10 200= 60 200

Затраты за первый год, руб.

9 031 920 + 2 500 000 = 11 531 920

722 400 + 3 600 000 = 4 322 400

Основные технико-экономические показатели двух вариантов (таблица 2)

Показатели

Кофейный автомат (напольный)

Кофемашина для офиса

Выручка

Нестабильна, но неограниченна

Стабильный гарантированный объем

Сумма выручки в мес., средняя, руб.

20 000

4500—5000

Доходность, %

70

100

Срок окупаемости

1,5—2 года

6—7 месяцев

Срок службы

10 лет

2—3 года

Стоимость, руб.

От 150 000

От 20 000

Количество точек на одного оператора

20—30

До 100

Частота посещений

2—3 раза в неделю

1—2 раза в месяц

Цена 1 чашки кофе в среднем, руб.

25

9,8

Себестоимость 1 чашки кофе, руб.

5,86

4,4

Рентабельность 1 чашки кофе, %

25

10

Исходные данные (таблица 3)

Кофемашины

Курс евро

40

Количество автоматов, шт.

80

Объем продаж кофе на 1 кофемашину, кг

5

Стоимость 1 кг кофе, руб.

980

Себестоимость 1 кг кофе, руб.

440

Оплата труда

Оператор

1

Заработная плата, руб.

25 000

ФОТ, руб.

8500

Всего, руб.

33 500

Расходы на транспорт

Автомобиль

1

Расходы на ГСМ, руб./мес.

5000

— « — руб./квартал

15 000

Закупаемое оборудование

Количество

Кофемашина

100

Кофемашины, евро

500

Стоимость кофемашин, евро

50 000

Стоимость кофемашины, руб.

2 000 000

Всего по оборудованию, руб.

2 000 000

Расчеты для кофемашин, руб. (таблица 4)

Наименование
показателей
1-й год 2-й год
I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.
1 2 3 4 5 6 7 8
ДОХОДЫ
Выручка1 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 000
Итого доходов1 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 0001 470 000
РАСХОДЫ
Затраты
на закупку
кофе
660 000660 000660 000660 000660 000660 000660 000660 000
Оплата труда86708670867086708670867086708670
ГСМ15 00015 00015 00015 00015 00015 00015 00015 000
Покупка
техники
и оборудования
2 000 0000000000
Итого
расходов
–2 683 670–683 670–683 670–683 670–683 670–683 670–683 670–683 670
Излишек
(недостаток)
за квартал
–1 213 670786 330786 330786 330786 330786 330786 330786 330
Излишек
(недостаток)
нарастающим
итогом
–1 213 670–427 340358 9901 145 3201 931 6502 717 9803 504 3104 290 640
НДС
уплаченный
305 085100 678100 678100 678100 678100 678100 678100 678
НДС
начисленный
0264 600264 600264 600264 600264 600264 600264 600
НДС
в бюджет
–305 085–141 16322 759186 681350 603163 922163 922163 922
Налог
на прибыль 20%
0104 346104 346104 346104 346104 346104 346104 346
Чистая
прибыль
нарастающим
итогом
–908 585–390 523231 885854 2931 476 7012 449 7123 236 0424 022 372