1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2285

Как уйти от монополии молокозаводов и торговых сетей при продаже «живого» молока

Спрос на свежие молочные продукты большой. Но в торговых сетях практически невозможно купить «живое» качественное молоко. К счастью, технологии и маркетинг не стоят на месте. Предлагаем рассмотреть новую технологию розничной продажи разливного непастеризованного молока через сеть вендинговых автоматов.

Проблемы

В последние годы появились новые хозяйства не только в быстро окупаемом свиноводстве, но и в молочном животноводстве. Стало ясно, что построить высокотехнологичную мегаферму, купить и доставить качественное стадо, обучить доярок и техников — полдела. Как реализовать произведенный продукт? И здесь есть проблемы, связанные с плохими сельскими дорогами и монополией молочных заводов.

Проблемы производства и реализации молока, с точки зрения фермера

  • Нестабильная цена на молоко.
    В зимние месяцы выше (снижается объем производства), в летние месяцы цена резко падает.
  • Растущие затраты фермерских хозяйств (рост на ГСМ, электроэнергию, отопление, корма и т.д.).
  • Во многих районах существует монополия переработчиков молока, поскольку крупным молокозаводам невыгодно скупать молоко малыми объемами, а увеличить объем фермер не может. Отсюда монополия местных скупщиков-переработчиков и снижение цены на молоко.

    Проблемы потребления для конечного покупателя молока
  • Высокая цена на стерилизованное (переработанное) молоко.
  • Продукт частично утрачивает полезные качества из-за технологий стерилизации и восстановления молока.
  • В зимние месяцы нередко производство базируется на сухом молоке.


    Все факторы вместе дали эффект — низкое потребление молока. Наши сограждане просто отвыкли от вкуса натуральных молочных продуктов, да и ездить за свежим молоком на рынок не приучены, особенно в крупных мегаполисах. Вот и получается, что традиционные и качественные продукты питания становятся все недоступнее для массового потребителя.

  • Решение

    Более трех лет назад в Европе появились автоматизированные молочные магазины. Выглядят они привлекательно — небольшой домик или павильон, в котором установлен автомат, выдающий пол-литра или литр молока в подставляемую бутылку. Рядом автомат с пустыми пластиковыми бутылками.

    Каждый такой пункт продает молоко от определенного фермерского хозяйства. Обязательным является документальное подтверждение качества молока, отсутствия болезней у коров и чистота при его производстве.

    Мы узнали об этой интересной форме продаж молока чуть более двух лет назад. Нашли производителей молочных автоматов в Италии (Prometea) и Швейцарии (Brunimat), провели серию переговоров. Посетили заводы, их собирающие, и предложили адаптированное для России решение.

    Наиболее тонкие моменты в продаже молока — качество и короткий срок хранения.

    Известно, что молоко может сохранять полезные свойства и не портиться в течение десяти суток, если хранится при температуре +3—4°С. В России свой техрегламент, который требует хранить свежее сырое молоко не более 24 часов.

    Эти ограничения привели к следующему решению: молоко после дойки поступает через систему фильтров в накопительный танк, где охлаждается до +3°С и хранится до момента отправки на переработку или продажу.

    Затем молоко из накопительного танка поступает в маленькие транспортировочные танки и в автомобиле с термокузовом развозится по местам установки автоматов.

    Танки с молоком устанавливаются в автомат, и подключается система выдачи. Внутри автомата температура поддерживается не выше +4°С, соответственно молоко может храниться без потери качества и полезных свойств минимум сутки (согласно техрегламенту).

    Покупатель оплачивает молоко через купюро- или монетоприемник, нажимает на кнопку «пуск», и автомат наливает литр молока в подставленную тару. Причем система программируется на выдачу иного количества молока. Все зависит от того, где он установлен и какие требования к объемам предъявляет покупатель.

    После наполнения бутылки автомат самостоятельно промывает систему выдачи чистой водой.

    Использованные молочные танки отвозятся на ферму, где проходят полный цикл очистки в автоматизированной системе мойки, после чего вновь отправляются в зону наполнения и в автоматы.

    Устанавливать такие автоматы можно как в помещениях, так и на улице. Правда, в последнем случае необходимы дополнительные устройства для их обогрева зимой и вентиляции летом. Важна также защита от пыли и грязи.

    Мы предлагаем создать аналогичные системы в России. Выгода для фермерских хозяйств очевидна: если скупщики молока дают цену 10—11 руб. (на сегодня она выше), то при продаже молока в розлив фермеры получают 20—25 руб. за литр.

    Российский опыт уже есть.

    Первый заказчик был осторожен и предпочел использовать автоматы с танками на 100 л, но предусмотрительно закупил по два дополнительных танка на каждый автомат. Он провел большую подготовительную работу, было много рекламы, работали промоутеры. В итоге автоматы продавали 100—200 л в сутки. Покупатели каждое утро ждали свежее молоко, которое доставлялось в магазины, где были установлены автоматы. В результате вторую партию автоматов заказчик приобрел с танками на 150 л.

    Этот проект успешно работает около двух лет. Объем продаж молока не снижается, хотя розничная цена на него выше цены молока в полиэтиленовых пакетах (это самое дешевое пастеризованное молоко).

    Второй проект по продаже молока через сеть автоматов начал работать этим летом в Подмосковье. Еще один стартует в Татарстане.

    Несмотря на высокую стоимость автоматов, их срок окупаемости около полутора лет.

    Мини - бизнес - план

    Допустим, закупается десять торговых автоматов для молока BOX150, танки на 150 л. К ним покупаются десять автоматов для выдачи пустых бутылок, система автоматизированной мойки танков, система налива молока с точной дозировкой, автомобиль с термокузовом для доставки танков к месту установки автоматов и платежные системы с функцией выдачи сдачи.

    Потребуется инвестиций:

  • на закупку автоматов BOX150 — 9 690 000 руб.;
  • закупку автоматов для пустых бутылок — 1 615 000 руб.;
  • покупку автомобиля — 1 275 000 руб.;
  • мойку танков и налив молока — 600 000 руб.;
  • платежные системы — 390 000 руб.


    Итого 13 570 000 руб.

    Для обслуживания сети потребуются один оператор и бухгалтер.

    Фонд оплаты труда составит 44 100 руб. в месяц.

    Закупка ГСМ для автомобиля и сервис — 10 000 руб. в месяц.

    Себестоимость молока (закупочная цена) — 15 руб. за литр.

    Объем продаж в месяц — 45 000 л.

    При розничной цене молока 35 руб. за литр оборот сети автоматов составит 1 575 000 руб. в месяц.

    Затраты в месяц:

  • закупка молока — 675 000 руб.;
  • оплата труда — 44 100 руб.;
  • ГСМ — 10 000 руб.


    Всего 729 000 руб.

    Доход — 845 900 руб. в месяц  (1 575 000 руб. – 729 000 руб.).

    НДС примерно 80 000 руб. в месяц, налог на прибыль — 160 000 руб.

    Итого чистая прибыль 605 900 руб. в месяц, в год — 7 270 800 руб.

    Окупаемость проекта около полутора лет.

    Окупаемость автоматов в виде потока денежных средств приведена в таблице. 

    Срок эксплуатации торговых автоматов не менее десяти лет.

  • Расчетные данные, тыс. руб.

    Наименование показателей

    Первый год

    Второй год

    Третий год

    I квартал

    II квартал 

    III квартал

    IV квартал

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    ДОХОДЫ

    Продажа молока, л

    0

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    135

    Выручка, руб.

    0

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    Итого доходов

    0

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    4725

    РАСХОДЫ

    Закупка молока (себестоимость)

    0

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    2025

    Оплата труда

    0

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    132,3

    ГСМ

    0

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    12

    Электроэнергия

    0

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    9

    Покупка техники и оборудования

    13482,4

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Аренда мест установки автоматов

    0

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    30

    Итого расходов

    –13482,4

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    –2208,3

    Излишек (недостаток) за квартал

    –13482,4

    516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    2516,7

    Излишек (недостаток) нарастающим итогом

    –13482,4

    –10965,7

    –8449

    –5932,3

    –3415,6

    –898,9

    1617,7

    4134,4

    6651,1

    9167,8

    11684,5

    14201,2

    НДС уплаченный

    2056,6

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    184

    НДС начисленный

    0

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    472,5

    НДС в бюджет

    –2056,6

    –1768,2

    –1479,8

    –1191,4

    –903

    288,4

    288,4

    288,4

    288,4

    288,4

    288,4

    288,4

    Налог на прибыль 20%

    0

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    408,8

    Чистая прибыль нарастающим итогом

    –11425,8

    –9606,3

    –7378

    –5149,8

    –2921,5

    –1596,2

    920,4

    3437,1

    5953,8

    8470,5

    10987,2

    13503,9