1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2338

Падение пивного рынка может продолжиться

В прошлом году индекс производства пивоваренной отрасли составил 94,1% к уровню 2009 г. Большинство экспертов связывают падение сектора с трехкратным повышением акцизной ставки и последовавшим за этим ростом цен. Кроме того, пивоварам пришлось столкнуться с неурожаем ячменя и общим давлением на индустрию со стороны государства. По мнению участников рынка, в текущем году негативные тенденции могут сохраниться — стоимость пенного напитка будет увеличиваться, а объемы его производства падать.

По данным Росстата, в 2010 г. объем производства пива в РФ составил 1021 млн дал, что на 5,9% меньше по сравнению с 2009 г. Сокращение выпуска наблюдалось третий год: в 2009 г. индекс объема производства составил 95,2%, в 2008 г. — 99,4%.

Официальная статистика показывает, что в январе текущего года средняя потребительская цена пенного напитка отечественного производства составила 56,8 руб. за 1 л, что на 18% больше, чем в первом месяце 2010 г. По оценкам компании «Очаково», рост цен привел к 12-процентному падению продаж в среднем по отрасли. По предварительным данным, среднедушевое потребление пива в России в 2010 г. сократилось на 2,9 л — до уровня 72 л на человека в год.

О том, что депрессия в пивоваренной отрасли объясняется фискальными, а не чисто экономическими факторами, свидетельствуют производственные показатели в других отраслях, которые не испытали на себе кратного повышения акцизной ставки. Так, объем производства водки за 2010 г. вырос на 3,7%, вина — на 14,5%. Вместе с тем в прошлом году пиво впервые стало главным источником бюджетных поступлений от акцизов на алкогольные напитки и пиво, сместив с этой позиции крепкий алкоголь.

По данным Российского союза пивоваров, акцизные поступления от оборота пива (производство и импорт) за январь — ноябрь 2010 г. составили 78,15 млрд руб., что на 270,8% больше, чем в январе — ноябре 2009 г. За тот же период поступления от крепкого алкоголя выросли только на 13,8%, что соизмеримо с потребительской инфляцией. В результате доля пива в акцизных поступлениях от напитков, производимых в России, выросла с 30,4 до 51,2%, составив более половины от суммы акцизных сборов. В то же время доля крепкого алкоголя в акцизных сборах, напротив, сократилась с 57,0 до 39,4%, несмотря на рост объемов производства водки.

По словам Владимира Ефремова, директора по продажам компании «Очаково», в текущем году рост цен и акцизов на пиво находится на уровне инфляции. Однако из-за дефицита пивоваренного ячменя ситуация может ухудшиться. В 2010 г. российские аграрии собрали 8,4 млн т ячменя, что на 54% меньше показателя за 2009 г. Сокращение длится уже второй год — в 2009 г. валовой сбор составил 77,2% к показателю 2008 г. Чтобы избежать дефицита сырья, российские компании во второй половине 2010 г. значительно увеличили ввоз пивоваренного ячменя и солода. В том числе стали больше объемы поставок из Германии, где в прошлом году наблюдались сходные с Россией проблемы с урожаем ячменя, которые привели к существенному росту цен на сырье в конце 2010 г.

По прогнозам Российского союза пивоваров, в 2011—2012 гг. стоимость этого продукта продолжит увеличиваться, так как из-за повышения мирового спроса на продовольствие пивоваренный ячмень в ряде стран потеряет часть посевных площадей. Чтобы минимизировать возможные убытки, в настоящее время пивовары активизировали свои усилия по кооперации с региональными сельхозпроизводителями для обеспечения себя местным сырьем по приемлемым ценам. Так, в 2011 г. совместными усилиями компании «САНИнБев» и правительства Пермского края посевные площади по выращиванию пивоваренного ячменя в регионе планируется расширить более чем вдвое, до 1000 га. Другой пример — партнерство компании «Балтика» и омских аграриев, выращивающих пивоваренный ячмень на территории 5000 га.

По мнению представителя компании «Очаково», ситуация на рынке свидетельствует о том, что падение пивного направления может продолжиться и в следующем году. Негативные прогнозы поддерживает акцизная политика — в 2012 г. акциз на пиво должен вырасти на 20% к уровню 2011 г. Таким образом, в 2012 г. рост акцизов окажется четырехкратным к 2009 г., то есть увеличится на 300%. Не будут способствовать потреблению пива и ограничения на рекламу, которые могут привести к переключению части потребителя на крепкий алкоголь.

Впрочем, ряд экспертов придерживаются противоположной точки зрения относительно дальнейшей динамики рынка. Так, по оценке компании «Экспресс-Обзор», в 2011 г. впервые за последние три года производство пива вырастет. Проявляет оптимизм и концерн Carlsberg, владеющий российской пивоваренной компанией «Балтика». Датский холдинг ожидает роста российского рынка пива на 2—4%. Положительной динамике, по мнению производителя, будут способствовать восстановление российской экономики и улучшение потребительских настроений.

Производство и потребление пива в России в 1994—2010 гг.

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Производство пива,
млн дал

207,4

176,6

220,0

261,0

339,8

451,9

Потребление пива,
л/чел. в год

15

16

15,5

17

23

31,6

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Производство пива,
млн дал

554,5

636,3

702,5

757,3

842,1

892,4

Потребление пива,
л/чел. в год

38

42,7

48,5

51

56,14

62

2006

2007

2008

2009

2010

Производство пива,
млн дал

998,6

1147,2

1140,5

1085,0

1021,0

Потребление пива,
л/чел. в год

67

75,5

77

74,9

72

Источник: Российский союз пивоваров

К сведению

Жара спасла пивоваров

Как говорится в аналитических материалах Российского союза пивоваров, динамика производственных показателей в 2010 г. оставалась отрицательной на протяжении всех четырех кварталов, как и в 2009 г. Но если в 2009 г. это было вызвано общим ухудшением макроэкономической ситуации, то в 2010 г. сказалось возросшее фискальное давление на отрасль. Особенно ощутимо этот фактор отра-зился на показателях I квартала 2010 г. Перспектива трехкратного повышения акцизной ставки спровоцировала накопление складских запасов в конце 2009 г. и резкое снижение производства в январе — феврале.

Сыграли свою роль также неблагоприятные погодные условия в зимние месяцы. В течение всего 1-го полугодия негативное влияние на спрос оказывало повышение розничных цен вслед за ростом акцизной ставки. Только в III квартале ситуация на рынке стабилизировалась, и в то же время аномально жаркая погода стимулировала спрос на пиво. Это помогло отрасли уменьшить спад производства и приблизиться к показателям предыдущего года (–4,3% в январе — сентябре). Объемы производства за август превысили показатели августа 2009 г. на 16,8%.

днако в IV квартале, когда погодный фактор себя исчерпал, отставание увеличилось. В октябре отрасль произвела лишь 87,2% от объема, достигнутого в октябре 2009 г. Объем производства оказался меньше, чем пять лет назад в октяб-ре 2005 г. В ноябре 2010 г. этот показатель составил 93%, в декабре — 78,7% (к аналогичному месяцу 2009 г.). Низкий относительный показатель декабря, помимо прочих факторов, объясняется высокой базой, поскольку в последнем месяце 2009 г. отмечался пик продаж в преддверии роста ставки акциза. В целом по итогам января — декабря темпы падения производства оказались на 1,1% значительнее, чем в 2009 г.