Средства с бюджетника можно взыскать и без счета

| статьи | печать

Если в орган федерального казначейства поступает исполнительный лист на взыскание долга с бюджетного учреждения, но лицевых счетов должника в этом органе нет, последний должен не возвращать лист взыскателю, а направить его по месту открытия счетов должника. Если счетов нет, лист направляется главному распорядителю бюджетных средств (постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 9647/10).

В данном деле постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2010 по делу №А56-43806/2009 было отменено в связи с тем, что нарушало принцип единообразия судебной практики. Ведь толкование норм Бюджетного кодекса, противоположное содержащемуся в отмененном акте суда, Президиум ВАС РФ давал еще в 2008 г. — в постановлении от 21.10.2008 № 6758/08.

 

Фабула

Арбитражный суд выдал компании исполнительные листы на взыскание денежных средств с должника — войсковой части. Эти листы были направлены в Управление федерального казначейства.

Однако казначейство вернуло листы без исполнения, ссылаясь на отсутствие открытых лицевых счетов должника. Компания обжаловала этот отказ.

 

Исковые требования

В исковом заявлении организация требовала признать незаконным решение казначейства об отказе, а также обязать принять листы к исполнению.

 

Судебное рассмотрение

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования компании. Но суд кассационной инстанции отменил эти акты.

Суд указал: исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов (п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса).

Согласно п. 14 Административного регламента исполнения федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина России от 22.09.2008 № 99н), если лицевые счета должника в органе федерального казначейства отсутствуют, он отказывает в приеме и рассмотрении документов. В течение пяти рабочих дней он направляет взыскателю исполнительный документ с приложениями и с сопроводительным письмом, в котором указывает на отсутствие лицевого счета должника в данном органе казначейства.

Этот пункт был признан недействующим решением Верховного суда от 28.12.2009 № ГКПИ09-1543, но только в части возврата исполнительного документа без указания органа федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должнику, либо на отсутствие у должника лицевых счетов в органах федерального казначейства.

Отказ в исполнении в каждом из этих случаев влечет различные правовые последствия. В первом взыскатель имеет право направить исполнительные документы в надлежащий орган казначейства. Во втором — направить документы службе судебных приставов, если счета должнику открыты в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, либо обратиться в суд с заявлением о взыскании с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.

Если суд удовлетворит такой иск, исполнительный документ направляется по месту открытия лицевого счета главному распорядителю (п. 10 ст. 242.3 БК РФ). Но такого иска компания не подавала.

 

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ не поддержал кассацию и оставил в силе постановления апелляции.

Суд указал, что вступившие в законную силу акты арбитражного суда обязательны для всех и подлежат исполнению на территории РФ на основании исполнительного листа (ст. 16 и 318 АПК РФ).

Следовательно, органы федерального казначейства обязаны принять меры к принудительному исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Это может осуществляться только через лицевые счета.

Регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета (п. 7 ст. 241 БК РФ).

Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен ст. 120 ГК РФ и гл. 24.1 БК РФ.

По смыслу гл. 24.1 БК РФ исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе федерального казначейства. Поэтому орган казначейства по местонахождению бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить туда лист.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах федерального казначейства, так и в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях исполнительный лист направляется в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого счета производить взыскание.