1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1007

Энергосбыт: поиск партнерства

Энергосбережение через согласование интересов позволит снизить издержки и создаст надежную основу планирования и разработки стратегии развития. Реализовать потенциал энергосбережения поможет энергосервисный контракт.

Для потребителей энергоресурсов основные трудности в реализации энергосбережения связаны:

1) с отсутствием необходимого объема финансовых средств на разработку и реализацию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) дефицитом технических и экономических специалистов на предприятиях;

3) отсутствием либо неналаженностью системы энергоменеджмента в организациях.

Услуги по рациональному управлению энергоресурсами потребителям может предоставлять специализированная энергосбытовая компания (ЭСК) на основании энергосервисного контракта. Для потребителя это оптимальный вариант по реализации энергосберегающих мероприятий.

Предпосылки для оказания энергосервисных услуг

Правовую основу составляет договор энергоснабжения, определяющий долгосрочные обязательства между ЭСК и потребителем. Энергосервисный контракт на условиях договора энергоснабжения заключается на основании Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и гарантирует экономию для потребителя. Договор энергоснабжения в свою очередь гарантирует возвратность инвестиций на энергосервис и контроль финансовых потоков.

Совместная деятельность в области энергосбережения возникает на основе предоставления ЭСК услуг по энергосбережению. Во-первых, на основании данных об объеме энергетических ресурсов потребителя можно анализировать и прогнозировать объемы потребления энергоресурсов и предлагать меры по оптимизации их потребления и использования.

Во-вторых, профильные технические и экономические специалисты готовы своевременно и качественно оказывать консультационные услуги.

В-третьих, энергосбытовая компания несет ответственность перед потребителем, в вопросах рационального энергопотребления и энергосбережения установлены партнерские отношения.

Что изменится от партнерства?

У потребителя:

  • снизятся затраты на энергоресурсы, сократится себестоимость выпускаемой продукции и услуг;
  • появится возможность реконструировать и модернизировать производство за счет высвобождаемых средств;
  • повысится надежность энергоснабжения, сократятся потери;
  • возникнут предпосылки для более глубокого планирования работы предприятия и гибкости производства;
  • появится дополнительная возможность стимулирования и повышения квалификации персонала.

У ЭСК:

  • произойдет выравнивание графика потребления и, как следствие, уменьшение оплаты потребляемой мощности;
  • увеличится количество рентабельных потребителей, улучшится платежная дисциплина;
  • наметится более тесное взаимодействие с потребителем, возникнут долгосрочные отношения;
  • возрастет рейтинг энергосбытовой компании в регионе;
  • расширится бизнес, а также сфера услуг, в том числе по энергоаудиту и энергосервисам.

Клиентская база

Особенности энергосервисных услуг для различных клиентов таковы.

У госсектора (здравоохранение, образование, муниципальные организации) есть стандартные технические решения, но нет опыта работы в новой финансовой и правовой средах. Заключать договоры на энергосервис для местных властей можно только по правилам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Жилищный сектор (многоквартирные дома) также имеет стандартные технические решения, но проекты связаны с большими сроками окупаемости, а разработка схем оплаты требует индивидуального подхода.

В частном секторе (промышленность, общественные и офисные здания) применяются нестандартные технические решения, связанные, как правило, с технологическими процессами. У проектов различные сроки окупаемости. С связи с изменением объемов потребления и отсутствием системы энергоменеджмента у потребителей им не всегда понятен денежный эффект энергосбережения.

Модели энергосервиса

Энергосервисные услуги сбыту могут предоставляться по различным моделям:

  • перфоманс-контракт. Экономия планируется от части экономического эффекта внедряемых мероприятий и энергоэффективных технологий, приемлем в основном для госсектора;
  • фиксированная плата. Производится на основе прогнозной экономии, подходит для жилого сектора, рассчитывающегося по нормативам;
  • финансирование с привлечением третьих сторон. Применяется в перфоманс-контрактах как банковский кредит клиенту под гарантии энергосбытовой компании с уступкой прав платежей ЭСК в качестве залога;
  • аутсорсинг. ЭСК самостоятельно берет на себя функции управления и технического обслуживания инженерными системами с обязательствами по снижению затрат. Капитальные затраты по согласованию несет клиент;
  • лизинг. Эффективен при финансировании промышленных предприятий;
  • собственное финансирование.


При индивидуальном подходе практически к каждому клиенту есть комплекс обязательных мероприятий, без которых невозможен качественный энергосервис: энергоаудит, конструирование проекта, реализация проекта и сервисное обслуживание оборудования, мониторинг реализованных мероприятий и эффекта.

Технология минимизации рисков

К техническим рискам можно отнести риски ошибочной оценки инвестиционных затрат и производительности установленного оборудования, его некачественной эксплуатации, ошибочной оценки базисного потребления или умышленного утаивания информации.Экономические риски связаны с изменением цен на энергоресурсы, неплатежеспособностью потребителя, ошибочными расчетами финансового или производственного плана потребителя.

Избежать или минимизировать риски можно, если при заключении и реализации контракта на энергосервис ЭСК:

  • проведет инвестиционный аудит за счет заказчика (оценит платежеспособность заказчика). Основная проблема возникает на предприятиях бюджетной сферы;
  • предусмотрит права ЭСК на надзор за технологическими процессами заказчика, правильную эксплуатацию внедренного оборудования;
  • определит размер и изменения гарантированных сбережений, порядок распределения экономии, полученной сверх первоначально рассчитанной суммы;
  • обеспечит переход прав собственности на результаты выполненных работ к заказчику после полного возмещения затрат ЭСК;
  • застрахует сделку.


Потребитель должен:

  • оценить опыт работы ЭСК по энергосервисным договорам;
  • определить возможность привлечения ЭСК для реализации энергосервисного договора третьих лиц;
  • оценить квалификацию работников ЭСК и сотрудничающих организаций;
  • оценить финансовое положение ЭСК;
  • получить правоустанавливающие документы ЭСК на выполнение работ по условиям и предмету энергосервисного контракта (аккредитации, сертификаты, членство в СРО);
  • сопоставить величину экономии, предложенной ЭСК (либо подтвержденной ЭСК по расчетам энергоаудиторов), с величиной затрат на реализацию проекта.


Соблюдение названных условий позволит достигнуть запланированных экономических и технических результатов и интегрировать энергосервис в сложившиеся отношения сбыта и потребителя цивилизованным путем.

Нормативная и правовая база энергосервиса есть. На практике предстоит отработать финансовые механизмы и наработать опыт энергосервиса и энергосбережения.