1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 440

Экономико-правовые документы управления

Вопросы урегулирования взаимоотношений между сотрудниками различных подразделений входят в круг профессиональных обязанностей службы персонала.

На первое место выдвигается кадровая политика как система поддержки принятия решений, оценки эффективности и мотивации.

Основные положения кадровой политики закрепляются в локальных нормативных документах предприятия, которые регламентируют отношения между работниками и работодателем, а также между сотрудниками.

К локальным нормативным документам относятся:

  • коллективный договор (не обязательно);
  • правила внутреннего трудового распорядка (обязательно);
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о сохранности коммерческой тайны;
  • положение о порядке обработки персональных данных работника и гарантии их защиты (обязательно);
  • должностные инструкции;
  • положение о структурном подразделении;
  • штатное расписание (обязательно).

Для предотвращения возможных конфликтов между различными подразделениями целесообразно издать Положения о структурных подразделениях. В них необходимо оговорить следующие вопросы:

  • основные задачи и функции подразделения;
  • взаимоотношения с другими подразделениями, вышестоящими и нижестоящими отделами и службами;
  • компетенцию начальника подразделения, предъявляемые к нему квалификационные требования, порядок
  • назначения и освобождения от должности его заместителей;
  • должностные обязанности личного состава;
  • порядок внесения в Положение изменений и дополнений.


Положение утверждается приказом руководителя предприятия. До окончательного утверждения текст Положения имеет смысл согласовать с руководителями всех служб и отделов, которые должны взаимодействовать с данным подразделением, а также с юрисконсультом предприятия.

Для того чтобы этот локальный нормативный документ отвечал изменяющимся требованиям деятельности предприятия, в нем можно указать, что он должен периодически (например, ежегодно) пересматриваться.

Эффективный способ предотвращения конфликтов между работниками различных подразделений — составление должностных инструкций. В них необходимо четко очертить обязанности и полномочия работника.

При составлении такой инструкции руководителю предприятия можно порекомендовать максимально точно сформулировать требования, предъявляемые к исполнению должностных обязанностей. Например, уже при приеме на работу сотрудников в информационно- технологическое подразделение можно оговорить, что на должность принимаются специалисты, имеющие опыт работы с тем или иным программным обеспечением или в определенной сфере деятельности.

Это позволит свести к минимуму трения с сотрудниками подразделений, деятельность которых они обслуживают.

Корпоративная политика и исполнение ее положений являются фундаментом технологии управления трудовыми ресурсами предприятия. Понимание персоналом законов управления, в свою очередь, является мощным стимулирующим фактором повышения эффективности труда, предотвращения возникновения конфликтов, формирования корпоративного духа на всех уровнях управления.