Выходных густо, а в карманах?..

| статьи | печать

Зарплаты, известное дело, много не бывает. Одному на «мерседес» не хватает, другому — на новую обувку. И все же куда хуже, когда ее... не бывает. Ходят люди на работу, а получку им только обещают — нет, мол, денег, ждите. И таких у нас по стране на 1 декабря прошлого года было 2,9 млн человек. Сколько им задолжали и кто? Исправляется ли ситуация? Посмотрим, что здесь произошло в минувшем году.

Первое, что бросается в глаза, — положение с просроченной задолженностью по зарплате за год улучшилось, и довольно существенно. Так, если на 1 декабря 2003 года размер невыплат был на уровне 31 млрд рублей, то на ту же дату года прошлого сумма долгов составила уже 18 134 млн. Согласитесь, разница почти в 13 млрд рублей — результат солидный.

Естественно, львиная доля (88%) в общей массе невыплат принадлежит организациям — 15 947 млн рублей. Асреди них лидируют промышленность и сельское хозяйство — соответственно 37 и 26% от общего объема долга на 1 декабря. Главная причина — нехватка собственных средств (от70% в жилищном хозяйстве до без малого 100% в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве). Остальное— на совести бюджетов всех уровней.

Доля же последних в общей задолженности по зарплате составляла на начало декабря 2187 млн рублей. Беда, что по доходам регионы у нас очень разные. И большинство — с чахлыми бюджетами. Удивительно ли, что за ноябрь при общем значительном снижении региональных и местных бюджетных долгов по зарплате (на 12,9%) в 24 субъектах эту задолженность умудрились увеличить (Камчатка, Сахалин, Тульская и Читинская области, Хабаровский край...).

Бывает, конечно... Но вот как понять, что и федеральный бюджет «постарался» увеличить свою задолженность в ноябре аж на 14,9% — до 302 млн рублей? Пострадали, шутка ли, целых 20 субъектов Российской Федерации. Особенно крепко досталось Москве, Санкт-Петербургу, Московской, Волгоградской, Нижегородской, Воронежской и Свердловской областям (81% федерального долга по зарплатам).

За что такая немилость? Или вдруг случилось что-то ужасное с профицитом госбюджета, стабфонд улетучился, золотовалютные резервы стали таять на глазах?

Логика тут, возможно, была такая: 302 млн рублей — деньги в общем-то так себе, а Москва там, Питер и некоторые прочие в доходягах не ходят, пока перебьются. Есть задачи помасштабнее, и они решаются!

Так, под Новый год Федеральная служба по труду и занятости отчиталась, что в декабре в региональные бюджеты дополнительно закачали кругленькую сумму в 11,6 млрд рублей. И предполагалось, что к 1 января долги по зарплате перед бюджетниками полностью закроют.

Похвально, если так и вышло. Но как быть с небюджетниками? Или они у нас люди второго сорта?

Впрочем, свежих данных пока нет. Может, и им подфартило. Пока ясно, что в декабре выплаты просроченных зарплат продолжились в существенных масштабах.

А вот удастся ли сохранить эту тенденцию в наступившем году? Насчет первых месяцев есть немалые сомнения. Как показывает статистика, к марту долги по зарплатам заметно вырастают. Видно, долго мы «выползаем» из новогодних празднеств. А тут еще народные избранники подарили нам длинные каникулы — треть января можно из-за стола не выходить. Как бы не получилось, что выходных густо, да в карманах пусто.

Кстати, праздников у нас стало на день больше. В госбюджет оплата этого подарка не заложена. Деньги для бюджетников найдутся или выйдет «как всегда»?..

Но одно обнадеживает: в последние годы просматривается четкая тенденция снижения долгов по зарплатам. Чего всем и хочется пожелать.