1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1486

Бизнес мельчает, но не сдается

Чуть более месяца назад в «ЭЖ», 2010, № 36, был сделан вывод, что во время кризиса и на выходе из него бизнес двигался от коллективного к индивидуальному. Теперь же с появлением данных за 1-е полугодие о малых предприятиях можно добавить, что он еще и мельчает, уходя в микроформы. Значит, так ему лучше.

Согласно недавним данным Росстата, за 1-е полугодие этого года численность организаций в России сократилась относительно соответствующего периода прошлого года на 2,3%, хотя, казалось бы, с 2-го полугодия 2009- го кризис в экономике, по всем оценкам, начал отступать. Но одновременно официальная статистика поделилась тогда данными о развитии индивидуального предпринимательства без образования юридического лица. Оказалось, что за названный период число индивидуалов выросло на 5,7%. Отсюда вывод: кризис заставил бизнес менять форму выживания с коллективной (организация, юрлицо) на индивидуальную. Посмотрим, как развивался малый бизнес — о нем появились очередные квартальные и полугодовые статданные.

На 1 июля 2010 г. в стране насчитывалось 219 607 малых предприятий (без микропредприятий). Заметим, это на 25 больше, чем за январь — март. Но и прибавка за II квартал мелковата, важнее уловить процесс изменений более широко. Поэтому будем сравнивать полугодовые данные с соответствующим периодом годичной давности, когда кризис еще властвовал в нашей экономике.

Относительно января — июня 2009 г. численность малых предприятий уменьшилась на 3,6%. Это намного меньше их сокращения в 1-м полугодии прошлого года по сравнению с январем — июнем 2008-го (–20,4%), но все-таки больше относительного уменьшения числа организаций в целом.

Число замещенных рабочих мест (без малого 6 млн на 1 июля) и среднесписочная численность работников МП (без внешних совместителей почти 5,6 млн человек) сократились на 3,3% после их снижения в 1-м полугодии 2009-го соответственно на 7,4 и 7,2%. Оборот малых предприятий после падения в годовом сопоставлении на 15,7% в январе — июне прошлого года за аналогичный период 2010-го вырос на 14,3% (до 4,5 трлн руб.). Однако снижение инвестиций в основной капитал на 10,4% (до 95,5 млрд руб.) после их падения на 11,8% годом раньше подсказывает, что малое предпринимательство (без учета микропредприятий) находится в раздумьях о своем дальнейшем развитии. В принципе думает оно так вместе со всей экономикой.

Среди видов экономической деятельности отметим только те, где удельный вес малых предприятий в общем их числе значим и тем более значителен. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (6,1% МП на 1 июля) количество этих предприятий уменьшилось в годовом исчислении за январь — июнь на 4,5% (до 13 400), годом ранее сокращение составило здесь 13,6%. В обработке (соответственно 16,1% МП) их отряд поредел на 3,3% (до 35 300) после снижения на 13,3% за 1-е полугодие 2009-го. В строительстве (14,1% МП) полугодовые сокращения малых предприятий составили соответственно 4,8% (до 30 900) и 13,9%. В оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (29,8% МП) сокращение численности произошло на 6,6% (до 65 500) и 16,2% соответственно. На транспорте и в связи (5,7% МП) в прошлом полугодии снижение числа малых предприятий составило только 1,5% (до 12 600), но годом ранее было самым большим — на 24,4%. Что касается операций с недвижимым имуществом, аренды и оказания услуг (17,5% МП), есть возможность представить только сопоставление с 1-м полугодием 2009-го: снижение количества предприятий на 1,5% — до 38 300.

Отметим, что по представленным видам деятельности наибольшее сокращение количества МП в январе — июне относительно этого же периода 2009-го имелось в оптовой торговле — на 10,3%. Похоже, кризис изрядно почистил и продолжил чистку, находясь уже в отступлении, посредническое звено в цепи от производителя до прилавка. Для сравнения: в розничной торговле количество МП в этот период уменьшилось на 1,4%.

Итак, численность малых предприятий продолжила сокращаться, даже когда кризис пошел на попятную. Но куда подевались ушедшие МП? В руках статистики микробизнес — материал более сыпучий, но данные о нем, хотя и с немалой временной оттяжкой, появляются. Так вот, за кризисный 2009 г. количество микропредприятий выросло на 30,6% (!) — почти до 1,4 млн. Еще в 2008 г. их доля среди всех МП составляла 79%.

Видно, бизнес не только потянулся от коллективного к индивидуальному, но и стал мельчать. Пусть, если ему так лучше.