1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1563

Нас обследуют по домохозяйствам

В 2011 г. Росстат начинает регулярные обследования домашних хозяйств по социально-демографической проблематике. Об этом руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов сообщил на очередном заседании Клуба деловой журналистики при его ведомстве.

«Нам нужны не просто данные об уровне жизни населения, а сведения по отдельным его социальным слоям — крупным и однородным группам, — сказал А. Суринов. — Несколько лет мы добивались, чтобы возродилась прежняя практика исследования социально-демографической динамики, чтобы мы могли давать информацию о факторах риска. В проекте бюджета на 2011 г. деньги нашлись, и со следующего года мы начинаем эти детальные обследования».

В России растет потребительский спрос

Прообразом таких исследований стал выборочный опрос 47 800 домашних хозяйств, проведенный Росстатом минувшим летом по принципу случайного отбора с учетом рекомендаций Евростата по гармонизации бюджетных обследований и Международной организации труда (МОТ) по статистике доходов и расходов домохозяйств. Обследование осуществлялось на основе ведения домохозяйствами записей о текущих расходах и опроса (интервьюирования) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования (социально-демографические характеристики, занятость, расходы на образование и медицинские услуги, жилищные условия, производственная деятельность и т.п.).

Выяснилось, что Россия становится страной потребителей. Оказывается, мы стали потреблять намного больше, чем пять лет назад, молока, мяса, овощей, фруктов и кондитерских изделий. По сравнению с 2005 г. мы меньше тратим сейчас на хлеб и картофель. К сожалению, не уменьшается спрос на табачные изделия. По данным ВОЗ, 70% наших мужчин не расстаются с вредной привычкой. Это один из самых высоких показателей в мире. По распространенности курения среди женщин мы уступаем только Великобритании, Австрии, Болгарии и Греции.

Сегодня на одну семью в среднем приходится 47 легковых автомобилей, а было 27, 54 компьютера против 26 в 2005 г., 217 мобильных средств связи, что в два раз больше, чем пятью годами раньше. Конечно, необходима поправка на существенное социальное расслоение общества, потому что в общем объеме потребления велика доля зажиточных россиян. Кризис сократил наши запросы, тем не менее по международным стандартам мы живем в стране со средним доходом населения. 24% наших расходов приходится на продукты питания. В США, например, если эта доля составляет 33%, семья считается бедной.

К сведению

Потребительская корзина товаров и услуг в странах ОЭСР в 2005 г. включала:

  • 3000 наименований товаров и услуг;
  • 700 видов машин и оборудования;
  • 15 объектов строительства;
  • 46 профессий государственных учреждений.

Источник: Евростат

Инструментарий требует наладки

Для глубокого анализа и принятия соответствующих макроэкономических решений необходима более совершенная методика исследований. Руководитель Росстата признает, что нужны, в частности, сопоставимые денежные единицы, когда сравниваются стоимостные показатели. С этой целью введено понятие паритета покупательной способности (ППС). Если в 1993 г. валютный курс руб./долл. США составлял 932, а ППС — 231, в 1996 г. курс равнялся 5124, а ППС— 2209, то уже в 2005 г. курс руб./долл. был около 28, а ППС — 12,74.

«Чем ближе ППС к валютному курсу, тем адекватнее экономика страны, — пояснил А. Суринов. — В последнее время, по нашим оценкам, мы имеем 16—18% ППС против валютного курса в 31».

Необходим обновленный инструментарий для изменения и такого демографического фактора, как состав семьи в различных слоях. В семьях с малым достатком больше детей, а в среде зажиточных россиян чаще встречаются работающие одиночки. Кризис больнее ударил по самым бедным россиянам, чьи расходы в основном приходятся на товары повседневного спроса, цены на которые росли быстрее всего. Статья «питание» вновь стала набирать вес. В 2009 г. 26,9% расходов приходилось на услуги, 37,8 — непродовольственные товары, 1,7 — алкоголь, 33,7% — на питание. В 2008 г. структура была иная: 25,5% — на услуги, 41 — непродовольственные товары, 1,6 — алкогольную продукцию и 21,8% — на продовольствие. Правда, для расчета индекса потребительских цен Росстат на своем сайте представляет другую структуру потребительских расходов населения. Однако если судить по прожиточному минимуму, который несколько раз повышался за минувшие годы, то уровень бедности сокращается.

Социально-демографические наблюдения необходимы для принятия верных экономических решений как в масштабах государства, так и по отдельным регионам и муниципалитетам, а также в сфере адекватного развития крупного, среднего и малого бизнеса. С этой целью готовится правительственное решение по осуществлению регулярного комплексного обследования населения. Планируется, например, в 2013 г. провести исследование по потреблению продуктов питания и по количеству, и по калорийности.

Структура потребительских расходов домашних хозяйств с различным уровнем благосостояния, %

Потребление

Бедные

Богатые

Непродовольственные товары

21,4

50,2

Продукты питания

49,3

24,1

Оплата услуг, в том числе ЖКХ, общественного транспорта

28,0

24,1

Покупка алкогольных напитков

1,3

1,6

Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен, %

Наименование товарных групп

2006

2007

2008

2009

2010

Все товары и услуги

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Продовольственные товары

42,71

40,21

39,11

37,70

37,97

Мясопродукты

10,71

10,28

9,81

9,59

9,64

Рыбопродукты

1,88

1,87

1,76

1,82

1,90

Масло и жиры

1,60

1,37

1,40

1,26

1,21

Молоко и молочная продукция

2,84

2,68

2,82

2,54

2,64

Сыр

0,99

0,96

1,18

0,93

0,97

Яйца

0,72

0,63

0,61

0,56

0,51

Сахар

1,14

0,92

0,73

0,59

0,68

Кондитерские изделия

2,33

2,28

2,23

2,21

2,33

Чай, кофе

1,03

0,95

0,90

0,91

0,98

Хлеб и хлебобулочные изделия

2,50

2,23

2,04

1,96

1,99

Макаронные и крупяные изделия

1,12

0,99

0,94

0,91

0,90

Плодоовощная продукция, включая картофель

3,96

3,83

3,83

3,57

3,61

Алкогольные напитки

7,12

6,63

6,33

5,85

5,78

Общественное питание

2,28

2,23

2,23

2,73

2,45

Прочие

2,49

2,36

2,30

2,27

2,38

Непродовольственные товары

33,74

35,13

35,99

37,37

36,25

Одежда и белье

5,19

5,27

5,13

5,55

5,48

Меха и меховые изделия

0,56

0,74

0,70

0,72

0,65

Трикотажные изделия

1,29

1,30

1,32

1,31

1,34

Обувь кожаная, текстильная и комбинированная

2,52

2,55

2,52

2,53

2,54

Моющие и чистящие средства

0,74

0,67

0,68

0,74

0,82

Парфюмерно-косметические товары

1,36

1,35

1,34

1,27

1,44

Галантерея

0,79

0,80

0,85

0,85

0,92

Табачные изделия

0,83

0,72

0,68

0,65

0,69

Мебель

2,17

2,21

2,21

2,43

2,34

Электротовары и другие бытовые приборы

2,18

2,07

1,99

1,94

1,76

Печатные издания

0,50

0,49

0,47

0,45

0,48

Телерадиотовары

1,15

1,20

1,01

1,00

0,95

Персональные компьютеры

1,13

1,05

0,92

1,01

0,88

Средства связи

0,87

0,80

0,73

0,63

0,53

Строительные материалы

1,83

2,07

2,19

1,80

1,62

Легковые автомобили

4,24

4,99

6,34

7,30

5,66

Бензин автомобильный

1,91

2,00

2,10

2,12

2,38

Медицинские товары

1,43

1,62

1,52

1,56

2,07

Прочие

3,05

3,23

3,29

3,51

3,70

Услуги

23,55

24,66

24,90

24,93

25,78

Бытовые услуги

2,71

2,69

2,82

2,80

2,76

Услуги пассажирского транспорта

3,31

3,26

3,26

3,38

3,09

Услуги связи

2,66

3,19

2,96

2,96

3,14

Жилищно-коммунальные услуги

8,90

8,83

8,57

7,89

8,81

жилищные услуги

2,78

2,75

2,74

2,57

2,61

услуги гостиниц и прочих мест проживания

0,11

0,10

0,12

0,14

0,15

коммунальные услуги

6,01

5,98

5,71

5,18

6,05

Услуги дошкольного воспитания

0,28

0,35

0,35

0,36

0,43

Услуги образования

2,02

2,50

2,49

2,27

2,27

Услуги организаций культуры

0,26

0,30

0,33

0,35

0,41

Санаторно-оздоровительные услуги

0,54

0,45

0,56

0,66

0,51

Медицинские услуги

1,02

1,17

1,29

1,20

1,34

Прочие

1,85

1,92

2,27

3,06

3,02

Источник: Росстат

Комментарий

Алексей Шевяков,
директор Института социально-экономических
проблем народонаселения РАН, д.э.н.

Надо с большой осторожностью относиться к данным о бедности. Если мы посмотрим на динамику прожиточного минимума, то увидим, что он в полтора раза отстает от роста средних доходов. Таким образом, мы наблюдаем искусственное занижение уровня бедности.

В Европе бедность меряется по относительным показателям, которые дают более объективную картину. Если посмотреть на Россию сквозь такую призму измерителей, выяснится, что относительная бедность в стране в последние годы растет.

В социальной статистике необходимо расширить объем показателей, демонстрирующих, как живут определенные группы населения. Например, недавно появились данные, что доля бедных семей с тремя детьми в России приблизилась к 60%.

Методику обследований надо постоянно обновлять. Так, доля потребления алкоголя с 1990 г. в расходах россиян снизилась в три раза, а доступность возросла в пять раз. Выходит, что потребление спиртных напитков увеличилось в полтора раза.

Не совсем верно также, что потребительская корзина не включает затраты на жилье. Видимо, предполагается, что оно у россиянина есть. Тогда давайте предполагать, что бедного где-то кормят, и давать ему деньги только на авоську.