1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Города станут умными, а дороги короткими

В России на начало 2009 г. в городах проживали 95 млн человек, то есть две трети населения страны, причем доля горожан продолжает увеличиваться. Неуклонный рост городских жителей сопровождается обострением ряда проблем — экологических, социальных, культурных и проч. Очевидным становится вопрос о создании гармоничного города. Об этом говорили участники круглого стола «Развитие городов: взгляд из России» в Институте современного развития.

Все устройство и организация привычных для нас городов ориентированы на создание условий для деятельности человека.

Гармоничный город рассматривается прежде всего как место для жизни людей, где можно создать комфортную среду.

Вместе с тем города становятся важнейшим инструментом инновационного развития экономики. С одной стороны, город формирует основной спрос на инновационные решения, с другой — именно здесь создаются инновации.

Комфортность города как среды проживания, по оценке статс-секретаря Минпромторга Станислава Наумова, определяется следующими основными факторами: транспортной доступностью, возможностью свободного получения всех необходимых сервисов и услуг, развитием общественных пространств, новыми принципами планирования городов, обеспечивающими шаговую доступность услуг.

На место разрастающегося, поглощающего все новые территории и населенные пункты мегаполиса будут приходить «многополюсные города». Благодаря эффективной транспортной системе они объединят сразу несколько городов в единое городское пространство.

Наиболее эффективным подходом к транспортному планированию города признается концепция мультимодальной транспортной системы. Она подразумевает создание транспортной системы, позволяющей жителям города с комфортом использовать все виды транспорта. Внутри жилых районов можно свободно пройтись пешком или прокатиться на велосипеде, при передвижениях в пригородах и между городами — использовать личный автомобильный транспорт, при поездке в центр города — общественный.

Москвичам трудно представить такую картину, но самые передовые из реализуемых сегодня проектов реконструкции и строительства городов (например, реконструкция Парижа, строительство иннограда Масдар в ОАЭ) предусматривают, что горожанин будет тратить на дорогу не более 30 минут в день.

Пока горожанину приходится тратить много сил и времени на действия, связанные с различными городскими услугами (оплата коммунальных платежей в дерекциях по эксплуатации зданий, посещение муниципальных служб, регистрация в поликлиниках) и приобретением определенного набора товаров, продуктов и услуг.

Решить проблему, уверен генеральный директор «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков, можно за счет информационно-коммуникационных технологий, позволяющих горожанам иметь удаленный доступ ко всем видам услуг, а также за счет развития городской логистики. В первую очередь речь идет о доступе к информационным, государственным, медицинским, образовательным услугам.

Еще одно условие создания гармоничного города — развитые общественные пространства. Они меняют структуру города: до «третьего места» человек обязательно должен дойти пешком — это стыкуется с идеей пешеходного масштаба города.

Важной составляющей «третьего места» является противодействие имущественной сегрегации. Скверы, кафе, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы становятся демпферами между кварталами элитной и социальной застройки. В таких местах общаются горожане самых разных социальных слоев.