1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 923

Налоговый кодекс мешает развитию российских сетей платежных терминалов

Конфликт между чиновниками Минфина и участниками рынка электронных платежей перешел в открытую фазу. Суть конфликта — в трактовках законодательства. Участники рынка полагают: то, что не запрещено, разрешено. А чиновники Минфина настаивают на том, что, если в законе нет разрешительной формулировки, это означает запрет.

Фабула конфликта такова: в российскую прессу попали два не самых свежих письма (одно от 21 июня, другое от 31 мая) заместителей директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергея Разгулина и Рубена Саакяна. В письмах чиновники отмечают, что платежи в адрес госорганов, осуществляемые через терминалы самообслуживания, незаконны. В статье 45 НК РФ сказано, что юрлица могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через банки путем предъявления поручения на перечисление указанных платежей в бюджетную систему. Граждане согласно ст. 58 НК РФ могут проводить аналогичные платежи через банки, кассы местной администрации либо через отделения почтовой связи. «Кодексом не предусмотрен способ уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов, регулируемых Кодексом, через платежные терминалы», — резюмирует г-н Разгулин. «Полагаем, что впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс у платежных агентов отсутствуют основания для приема и перечисления в бюджет денежных средств, направленных на уплату указанных платежей», — говорится в письме г-на Саакяна.

Приятно отметить: чиновники четко знают, что делать. Например, запретить, а не вносить уточнения в Налоговый кодекс в срочном порядке.

Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким отвергает претензии чиновников Минфина вовсе: «У банков много каналов, через которые клиенту могут провести любой платеж. Это и интернет-банк, и банкомат, и терминал самообслуживания. При этом терминал может принадлежать банку. Даже если терминал принадлежит не банку, а платежному агенту, он имеет право заключить договор с банком на осуществление части операций по приему денежных средств, в том числе в федеральный бюджет. Такой договор не будет противоречить налоговому законодательству, поскольку платеж будет осуществлен банком». Через платежные терминалы Сбербанка можно оплатить налоги, пени и штрафы в пользу государства. В пресс-службе Сбербанка сообщили, что никаких законодательных ограничений на проведение таких платежей не было. Тем не менее в банке не исключили возможности отказа от проведения подобных платежей, если это будет прописано в законодательстве.