1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1340

Хлопотное лето — 2010

У местных властей заканчивается срок, отведенный для подготовки и принятия муниципальных программ по энергосбережению. 1 августа в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ администрации муниципальных образований (а их более 24 000 в стране!) должны иметь такие планы.

Как водится, обязанность ввели, а денег не дали. Закон был принят в конце прошлого года, когда бюджеты на 2010 г. вместе с бюджетными разработками на два последующих года были сформированы на муниципальных, региональных и федеральных уровнях власти. Значит, надо искать иные источники финансирования. Экспертное сообщество склоняется к тому, чтобы создавать энергосервисные компании и открывать для них кредитные линии.

По программе — каждому муниципалитету

Однако согласно правовым новациям местные власти отлучены от формирования тарифов на услуги ЖКХ на своих территориях, но обязаны заниматься в административных границах организацией «электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом». Это предписано Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», действующим с этого года на всей территории страны в полном объеме. Главу 3 «Вопросы местного значения» в нем никто не отменял.

Действительны также положения Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Представительные органы муниципальных образований устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, а местные администрации выбирают метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса исходя из собственной системы критериев, используемых при определении доступности для потребителей товаров и услуг ЖКХ.

Но Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» неумолим. В нем установлен жесткий срок для принятия муниципальных программ.

Обогащается правоприменительная практика. Чтобы вовремя отчитаться, Минрегион ограничил число муниципальных образований городскими округами с населением более 50 000 человек. По имеющейся в редакции «ЭЖ» информации, в круг избранных вошли 165 городов. Но только в 20 из них, где имеются градостроительные документы для принятия программ по энергоэффективности, планы энергосбережения могут быть готовы к концу года.

На подготовку и принятие подобных документов требуется не менее трех месяцев. Конечно, при условии, что к разработке муниципальных программ будут привлечены все заинтересованные службы и компании. Например, в северном городе Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) подобную обязанность возложили на руководителей всех бюджетных учреждений и каждое предприятие ЖКХ, начиная от детских дошкольных учреждений и заканчивая ресурсоснабжающими организациями. Не остались в стороне владельцы и арендаторы офисов площадью 15 кв. м. За две недели, отведенные городской администрацией, обследовали все окна, крыши, стены, подвалы. Подсчитали, где лампочки поменять, а где темные стены перекрасить в светлые, теплые тона. Не забыли и про установку теплоотражателей за радиаторами отопления. Затем подытожили. Правда, менее изученным остался жилой фонд, что объясняется традиционным недоверием людей к новациям властей. Но и здесь подсчитали возможности энергосбережения по 38 показателям.

По такой схеме можно быстро и без особых затрат составить энергосберегающие программы не только в городах, но и в каждом поселении, считает генеральный директор компании «РОСТ» Наталья Анисова. Ведь несложно попросить коммунальщиков помочь обследовать фельдшерско-акушерские пункты и библиотеки в селах, учреждения культуры и спортивные сооружения в малых городах. И получится исчерпывающий список хотя бы для установки приборов учета.

По счетчику — на каждую трубу

До 1 января 2011 г. все государственные и муниципальные учреждения, а также другие юридические лица должны быть оснащены счетчиками газа, тепла, воды и электричества. Причем от установки приборов учета до начала оплаты по их показаниям должно пройти не больше месяца.

К 1 января 2012 г. собственники всех жилых домов и каждой квартиры должны иметь приборы учета как для всего дома в целом, так и для отдельной жилплощади. Правда, квартиросъемщики могут отказаться от датчиков тепловой энергии. Малоимущие граждане и маломощные товарищества собственников жилья, а также слабосильные управляющие компании вправе просить у ресурсоснабжающей организации рассрочку на пять лет.

Таким образом, уже через полтора года весь жилой фонд страны должен сесть на счетчики тепла, воды — отдельно холодной и горячей, газа и электричества. Ввинчивать в трубы датчики придется всем. И специалисты советуют поторопиться. Но знающие люди не бегут на строительные рынки. Не исключено, что дешевый товар через год-два окажется ненужным. Скажем, у него не будет приспособлений для электронного съема сведений, что предусмотрено программой «Электронная Россия». Тем не менее ситуация в торговых рядах уже изменилась. Продавцы спешат сбыть залежалый товар, а большинство покупателей не знает, что приобретать.

Жесткие сроки установлены не только для местных администраций и законопослушных граждан. Ресурсоснабжающие организации тоже обязаны незамедлительно заняться установкой и эксплуатацией приборов, учитывающих потребление газа, тепла, холодной и горячей воды. Для них требования по организации надлежащего учета реализуемых ресурсов согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ вступили в силу с 1 июля.

«ЭЖ» продолжит публикации по энергосбережению и энергоэффективности, поскольку тема эта касается каждой российской семьи и огромного числа хозяйствующих субъектов, список которых, вероятно, пополнится энергосервисными компаниями.

Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в системах теплоснабжения

Барьеры

Решения

Несовершенство методологии тарифообразования

Меры быстрой отдачи

Реформирование методологии тарифообразования

Политическое вмешательство

Ограничение предельного роста цен

Метод «затраты плюс»

Полное покрытие всех затрат

Слишком короткий период действия тарифов

Реорганизация муниципальных теплоснабжающих предприятий в коммерческие структуры или частно-государственные партнерства

Юридическая структура и управление муниципальными теплоснабжающими организациями



Недостаток информации и межсекторальной и внутрисекторальной координации

Базовые меры

Разработка и координация планов развития муниципальных систем теплоснабжения

Источник: Международная финансовая корпорация (IFC)

Буква закона

Статья 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ

2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее — органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;

7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;

9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;

10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения

11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;

12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.

Часть 1 ст. 13 главы 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.