1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4655

Программу по утилизации авто могут прикрыть досрочно

Программа по утилизации старых автомобилей, стартовавшая 8 марта, может завершиться уже в мае. Если так и произойдет, то подтвердится мнение скептиков: право на долгую жизнь в РФ имеют только неэффективные и затратные программы, а успешные проекты обречены на искоренение.

«Сейчас каждый день выдаем по 3600 свидетельств, при этом в первые два месяца работы программы было выдано 100 000», — сообщил 7 мая в интервью Reuters автор программы глава профильного департамента Минпромторга Алексей Рахманов. По его словам, все положенные 200 000 свидетельств могут закончиться через три недели, поэтому в некоторых случаях чиновники будут искусственно тормозить процесс выдачи документов на скидку. «Все будет зависеть от подтверждения компаниями-производителями своих производственных возможностей... Мы точно не хотим выдавать „пустые“ свидетельства, не обеспеченные гарантиями поставок машин потребителям от производителей», — заключил представитель Минпромторга.

Пока ведомство действует по следующей схеме. В мае выдавать новые утилизационные сертификаты имеют право только те дилеры, у которых отношение числа уже выданных свидетельств к числу фактически проданных машин не превышает 3:1. По словам А. Рахманова, в июне это соотношение будет понижено до 2:1, а в июле — до 1:1.

АвтоВАЗ расширяет производство

Лидерами в структуре продаж по программе утилизации являются классические модели АвтоВАЗа. Только в апреле АвтоВАЗ продал 52 400 автомобилей Lada, из которых по программе утилизации около 18 000. Всего завод, планировавший реализовать по программе 100 000 машин, уже собрал около 150 000 заявок и выдал 28 500 машин (более 75% всех продаж по утилизации).

Среди иномарок самым популярным является бренд Renault, реализовавший 2200 автомобилей (2,2%). Далее следуют УАЗ (1500), Ford (1400), ГАЗ (1300), Chevrolet (917), Skoda (850) и FIAT (614).

11 мая компания Sollers сообщила, что за два месяца действия федеральной программы по утилизации дилерские центры FIAT, SsangYong и UAZ выписали 3491 свидетельство, на основании которого покупателям выдано 1583 автомобиля. Среди всех брендов Sollers лидирует UAZ (2044 свидетельства), что объясняется мерами по дополнительной стимуляции покупателей, которые были запущены для жителей Ульяновской области. В их рамках ОАО «УАЗ» и правительство Ульяновской области предоставляют жителям Ульяновска и области дополнительную скидку в размере 70 000 руб. Таким образом начальная стоимость на автомобили в рамках программы утилизации снизилась на 120 000 руб.

Значительный рост количества клиентов в течение последних двух месяцев отмечен и в дилерских центрах FIAT и FIAT Professional, которые выписали в общей сложности 1362 свидетельства. Наибольший рост интереса к итальянской марке и увеличение продаж отмечены на территории Татарстана, правительство которого совместно с компанией Sollers предоставляет любому жителю России, покупающему автомобиль на территории республики, дополнительные скидки: 40 000 руб. — на седан FIAT Albea и универсал FIAT Doblo Panorama и 100 000 руб. — на коммерческий FIAT Ducato. Таким образом суммарные скидки на автомобили достигают 90 000 для легковых моделей и 150 000 руб. — для коммерческих.

Поклонники внедорожников SsangYong обращались в дилерские центры корейской марки в рамках программы утилизации более 400 раз. Дилеры SsangYong выписали 85 свидетельств.

Довольны промежуточными итогами программы по утилизации старых автомобилей и диллеры Skoda. «По нашим оценкам, число звонков и визитов в наш дилерский центр только за счет этой категории потребителей выросло на 20%. И это притом, что Skoda — не самые дешевые автомобили: цены на Fabia, которая участвует в программе, начинаются от 400 000 руб.», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Виталий Грошенков, генеральный директор «АвтоСпецЦентра» на Таганке (официальный дилер Skoda).

По его мнению, программа хорошо простимулировала отложенный спрос, особенно среди той категории потребителей, которые, во-первых, не имеют высоких доходов, и, во-вторых, придерживаются консервативных взглядов на автомобили. «Если бы не было программы, они скорее всего не расстались бы со своими старыми машинами и не пришли в автосалоны», — уверен В. Грошенков.

Все опрошенные «ЭЖ» эксперты отмечали, что пилотный проект по утилизации стартовал успешно — положительных моментов гораздо больше, чем отрицательных. «Минусы — нерасторопность нашей бюрократической системы вначале реализации программы: не было достаточного количества электронных кодов доступа к сайту Минпромторга, потом достаточно забюрократизированной была процедура в ГИБДД, сложности вызывала и быстрая утилизация достаточно большого количества авто. Были и другие проблемы — сейчас они в основном решены», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов.

Старые машины вымываются с рынка

По словам специалиста, цель программы достигнута — старые машины вымываются с рынка, то есть исчезают с наших дорог, а вместо этого население активно приобретает новые авто. Интерес к эксперименту говорит о большом количестве оставшихся у населения старых автомобилей, а значит, правительству нужно расширить действие программы.

«Продлить действие программы в этом году было бы крайне желательно. Она фактически только началась, и сбивать ее на взлете совершенно неправильно. Продлить ее стоит и потому, что автопром еще нуждается в дополнительной поддержке и загрузке своих мощностей, с одной стороны. И, с другой стороны, потому что многие автовладельцы только присматривались к программе и собирались в ней участвовать, сформировался определенный кредит доверия, выданный гражданами государству», — рассказал корреспонденту «ЭЖ» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

По словам аналитика, если программа будет закрыта, то многие автовладельцы сочтут себя обманутыми, опять возникнет отчуждение между населением и государством и последующие программы государства, рассчитанные в том числе и на удовлетворение спроса граждан, могут не найти должного отклика среди населения. Тем более что состояние государственных финансов позволяет выделить дополнительные средства для расширения проекта.

«Люди только-только преодолели недоверие, вошли во вкус, стали обращаться к автодилерам. С каждым днем программа набирала обороты, росло число желающих ею воспользоваться. Разочарование неизбежно. При этом негатив потребитель может перенести и на дилеров, хотя мы и непричастны к вопросу завершения действия эксперимента», — опасается В. Грошенков.

Однако правительство в этом году не планирует расширять программу утилизации автомобилей. Скорее всего возобновление проекта произойдет только в 2011 г. Об этом в апреле сообщил премьер-министр Владимир Путин во время посещения автосалона ООО «Автоцентр» в Новосибирске. «В целом результат, который мы хотели, замаячил на горизонте, и пока мы не рассматриваем этот вопрос (продление действия программы. — Примеч. ред.). Нам нужно закончить то, что наметили, отработать механизмы программы реализации», — сказал глава правительства.

Среди проблем, с которыми сталкиваются граждане, желающие поучаствовать в программе утилизации старых автомобилей, он назвал несвоевременное утомительное снятие автомобилей с учета, очереди в дилерских центрах, а порой искусственно создаваемые очереди. При этом В. Путин согласился, что изучение опыта зарубежных стран показало, что как только государство снимает льготы, резко падает спрос на автомобили.

По мнению экспертов, даже если выдача свидетельств по программе утилизации прекратится в мае или июне, ожидать обвального падения продаж на российском автомобильном рынке не стоит. 200 000 автомобилей, которые могут быть реализованы в рамках проекта, составляют 13% продаж новых автомобилей. К тому же пока непосредственные продажи машин сильно отстают от темпов выдачи сертификатов (автомобили продаются только по каждому третьему выданному свидетельству), что страхует автоиндустрию от резкого падения за счет отложенного спроса. Серьезно пострадать может АвтоВАЗ, у которого до 35% продаж приходится на утилизацию. Впрочем, уже выданные свидетельства на покупку Lada будут поддерживать сбыт тольяттинского завода до конца года.

Утилизационные махинации

Правительственная программа по утилизации старых автомобилей стала поводом для возникновения новых видов мошенничества на рынке подержанных машин. Среди них создание черной очереди и списков желающих сдать машины за сертификат, а также распространение поддельных свидетельств об утилизации. Еще одна популярная среди аферистов схема — открытие однодневных утилизационных пунктов. Мошенники обещают вернуть владельцам машин деньги в течение нескольких дней, а затем бесследно исчезают.

Отметим, что махинации с машинами, сданными в утиль, были обнаружены и при реализации аналогичной госпрограммы в Германии. В 2009 г. немецкая полиция выявила, что 10% транспортных средств, которые официально были сданы для уничтожения за государственный счет, были проданы целиком или по запчастям в страны Восточной Европы и Африки.

За два месяца Минпромторг выдал более половины положенных свидетельств на получение скидок. Правительство рассчитывало, что программа финиширует в ноябре, однако расширять ее действие в 2010 г. вследствие непредвиденного успеха не собирается. По мнению экспертов, после завершения эксперимента по утилизации резко упадут продажи АвтоВАЗа, на долю которого в этом проекте приходится 80%. Кроме того, досрочное завершение программы приведет к потере кредита доверия автовладельцев к государству, который сформировался за время действия эксперимента.

Согласно условиям пилотной программы гражданин РФ, сдавший машину в утиль, получает свидетельство, дающее право на скидку 50 000 руб. при покупке нового автомобиля, произведенного на территории России. В 2010 г. на программу утилизации правительство выделило 10 млрд руб., которые должны уйти на бонусы при покупке 200 000 автомобилей.

10 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РОССИИ В АПРЕЛЕ 2010г. (данные продаж Комитета Автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили, произведенные в России)

Модель

Марка

Январь —
апрель 2010

Январь —
апрель 2009

%

Апрель 2010

Апрель 2009

%

Priora

LADA

35 370

33 299

6

14 541

9322

56

Samara

LADA

30 339

32 915

-8

12 492

9466

32

2105/2107

LADA

22 554

25 373

-11

10 533

6211

70

Kalina

LADA

22 151

21 115

5

9962

5907

69

Logan

RENAULT

18 793

14 464

30

6223

4796

30

Focus

FORD

17 370

23 167

-25

5952

5425

10

4x4

LADA

13 460

7632

76

4858

2572

89

Niva

CHEVROLET

10 616

7479

42

3544

1893

87

Nexia

DAEWOO

9774

9589

2

3652

3577

2

Lacetti

CHEVROLET

8871

11 495

-23

2938

2703

9