Как уровень стресса влияет на покупательское поведение

| новости | печать

Исследовательский холдинг РОМИР и российская биотех-лаборатория Neiry в рамках совместного исследования выяснили, что повышение уровня стресса у респондентов приводит к увеличению числа походов в магазин.

Авторы исследования поясняют, что проект проводился с использованием методов классической социологии и современных технологических решений.

Основой для исследования послужила лонгитюдная система РОМИР — социально-измерительная система, основанная на непрерывном сборе данных о поведении группы людей, представляющей модель общества в динамике. Технологически же исследование было выполнено с помощью нейроинтерфейсов: исследователи отслеживали у респондентов основные физиологические сигналы — ЭЭГ, ФПГ, движения головы. Исследование было проведено в Москве на двух целевых группах: 18 — 29 лет с доходом более 150 тыс. руб. на члена семьи и 30 — 50 лет с доходом более 200 тыс. руб.

Всего в ходе исследования были проанализированы более 1000 метрик, характеризующих как образ жизни и интересы человека, так и маркеры стресса, тревожности, концентрации, расслабления и усталости. В итоге была выстроена корреляция между физиологическими параметрами человека и реальным потреблением респондента в нейтральной ситуации и при увеличении уровня стресса.

Результаты анализа поведения респондентов в обеих группах показали, что их покупательское поведение напрямую коррелируется с их эмоциональным состоянием. Так, молодые участники исследования в момент повышенной напряженности сократили средний чек за покупку на 13%, но увеличили частоту походов в магазины на 7%. В то время как старшая возрастная группа в моменты стресса демонстрировала даже еще больший рост частоты походов в магазины — на 17%, хотя средний чек при этом увеличивался незначительно — на 2%.

«Наше исследование показало, что для всех респондентов увеличение уровня стресса влечет за собой повышение покупательской активности с точки зрения частоты походов в магазины. Причем в старшей возрастной группе, которая и в нейтральной ситуации является более активным покупателем, „заедание“ стресса шопингом происходит даже активнее, чем у молодых респондентов. По всей видимости, молодежь предпочитает снимать стресс другими способами, шопинг в этом случае не является приоритетным», — поясняет исполнительный директор холдинга РОМИР Инна Караева.

«Нейроинтерфейсы помогают нам считывать волновую активность мозга в режиме реального времени. Приведу самый простой пример: во время стресса у человека наблюдается чрезмерное повышение бета-ритмов и одновременно снижение альфа-ритмов головного мозга. Повышение бета-ритма в том числе может свидетельствовать о стрессе, а альфа-ритм имеет наибольшую амплитуду в состоянии спокойствия, он усиливается во время медитаций и в процессе расслабления. Знание своего уровня стресса поможет нам более осознанно подходить к решениям, которые мы принимаем каждый день, даже если это касается покупок», — разъясняет Александр Панов, СЕО Neiry.