Потребительская активность россиян в начале мая заметно возросла

| новости | печать

Что традиционно, отмечают аналитики, поскольку этот период связан с праздниками, путешествиями, подготовкой к летнему сезону.

По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД» (входит в группу ВТБ), в первой половине мая потребительская активность россиян увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%. Общие расходы, согласно исследованию, превысили 200 млрд руб.

Ожидаемо для авторов исследования наибольший объем трат пришелся на продовольственные товары — на них жители страны потратили порядка 48,4 млрд руб. (+4%). А вот расходы на алкоголь сократились — число покупок упало на 10%, а их объем — на 8%. Об этом свидетельствуют данные аналитического сервиса Продажи.рф (Первый ОФД).

Второе место по объему покупок в первые числа мая заняло топливо. Жители потратили на бензин порядка 32,8 млрд руб. Спрос вырос на 22% как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Значительную долю расходов составила сфера услуг. Траты на них выросли как по числу транзакций, так и по объему чуть более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, до 31,5 млрд руб.

В это же время жители страны активно обновляли свой гардероб. В первой половине месяца расходы на одежду достигли 17 млрд руб. — на 13% больше, чем в 2022 г. Стоимость каждого приобретенного товара сохранилась на прежнем уровне — порядка 1 тыс. руб. Одним из лидеров по росту спроса в начале мая стала обувь. Ее продажи выросли на 21%, до 4,2 млрд руб., средняя цена при этом снизилась на 2% и составила около 2,3 тыс. руб. Число покупок детских товаров увеличилось на 16%, а их средняя цена снизилась на 11%, до 365 руб.

Почти на четверть рост (+24%) показала электроника, траты на которую превысили 1,7 млрд руб. Стоимость товаров в категории снизилась относительно прошлого года на 3%, что свидетельствует о нормализации цен в сегменте.

Значительный объем расходов составили покупки строительных материалов и инструментов — 10,1 млрд руб., что на 6% превышает результат за аналогичный период прошлого года.

Также аналитики ВТБ отмечают, что более активно, чем в прошлом году, россияне тратили на медицину — выросло как число транзакций, так и их объем, общие расходы составили 6,9 млрд руб. На 16% возрос объем покупок автотоваров, до 5,7 млрд. При этом средняя цена снизилась по ним на 13% и составила 534 руб.

«Традиционно первая половина мая у россиян связана с периодом праздников, во время которых семьи активно занимаются своим домом, встречаются с друзьями и близкими, путешествуют по стране и стараются подготовиться к летнему сезону. Категории трат демонстрируют, что в длинные майские выходные жители страны активно обновляли сезонный гардероб, покупали подешевевшую технику и занимались своим здоровьем. Кроме того, мы отмечаем и возросший спрос на топливо — видимо, семьи активно выезжали на природу и в самостоятельные путешествия на авто», — комментирует руководитель направления аналитика Продажи.рф Татьяна Гребенкина.

Стоит все-таки обратить внимание, что «традиционно» расходы в праздники растут к предыдущему периоду, в данном случае к апрелю, в котором поводов тратиться особых не было, а в годовом сопоставлении уповать на традиционность не стоит — каждый год в начале мая действуют ровно те же факторы, которые перечислены в материале ВТБ. Поэтому заметный рост расходов год к году требует другого объяснения, как это косвенно прозвучало в отношении роста расходов на бензин — мол, в эти майские праздники семьи активнее выезжали на своих авто на природу и в путешествия, чем в 2022 г. Хочется, чтобы рост в целом расходов в годовом измерении в первой половине мая стал сигналом, что россияне приходят в себя после известных встрясок и выходят из сберегательной «спячки».

Кстати, чуть ранее Сбербанк представил свой «Индекс Иванова», который показал, что в прошлом квартале потребительские настроения населения достигли максимума за последние пять лет.