Как Ивановы реагируют на изменения в ценах и ассортименте

| новости | печать

«Сбер» представил очередной «Индекс Иванова», который отражает потребительские настроения россиян за IV квартал 2022 г.

Авторы исследования констатируют, что россияне в целом адаптировались к ценовым и ассортиментным изменениям. Доля Ивановых, озабоченных курсом рубля, упала в IV квартале до 10 с 12%. Основным поводом для беспокойства по-прежнему остается здоровье — свое и близких. Так ответили 65% респондентов.

Также согласно результатам исследования, при отсутствии нужного товара в продуктовом магазине 43% Ивановых, скорее всего, пойдут в другой магазин. Почти половина купят аналогичный товар. Однако если его стоимость превысит цену на нужный товар, 29% совсем откажутся от покупки. При определении привлекательной цены 63% ориентируются на стоимость товара без скидки и сравнивают с ней предложения того или иного магазина.

Онлайн-торговля остается привлекательной в восприятии потребителей — доля Ивановых, заказывающих продукты онлайн, в IV квартале 2022 г. составила 28%.

Банк для транзакций и для сбережений у Ивановых чаще всего один и тот же. И для большинства респондентов это «Сбер» — как по объему средств, так и по количеству транзакций. Около половины Ивановых, которые имеют кредит или кредитную карту, получили их в «Сбере».

Структура задолженности Ивановых по кредитам существенно не изменилась. Доля респондентов с задолженностью более 1 млн руб. увеличилась с 8 до 14% год к году. Эксперты «Сбера» полагают, что, скорее всего, это связано с ростом ипотечного кредитования. Доля Ивановых с задолженностью 10 — 50 тыс. руб. снизилась с 25 до 22% год к году.

Доля просроченных кредитов у Ивановых сократилась с начала года. Доля тех, кто допустил просрочку один раз, уменьшилась с 8 до 5% год к году. Доля тех, кто ни разу не пропускал выплату по кредиту, выросла с 78 до 86%.

Михаил Краснопёров, старший аналитик по потребительскому сектору SberCIB Investment Research, комментирует: «”Индекс Иванова” помогает понимать запросы и ожидания россиян. Он показывает динамику и структуру расходов населения, их сбережения, потребительское поведение, восприятие экономической ситуации в стране.

В наших исследованиях мы смотрим на потребительский рынок с разных сторон. Мы отмечаем, что цены в продуктовых сетях стабилизировались, а покупатели адаптировались к новым ценам и изменениям в ассортименте. Цены по-прежнему остаются ключевым фактором выбора магазинов (это отметили 70% респондентов), однако фактор качества продуктов догоняет его по значимости (68%). Промоактивность возвращается к уровням 2021 г., но популярность поиска промоакций как стратегии экономии не поменялась по сравнению с прошлым кварталом (ее отмечает 55% Ивановых)».

Помимо регулярных тематик исследования, в каждом выпуске его авторы затрагивают новые области изучения. В IV квартале 2022 г. внимание было уделено перспективам сервисов краткосрочной аренды самокатов (кикшеринг). За последний год хотя бы раз им пользовались 11% всех Ивановых. Выяснилось, что потенциально охват сервиса может вырасти еще на 50% — за счет тех, кто допускает возможность воспользоваться кикшерингом в будущем. Одно из условий для этого — снижение стоимости услуги. Согласно опросу «Сбера», в среднем поездка на кикшеринге обходилась пользователю в 335 руб., что сопоставимо со средней стоимостью поездки на такси.