Как в 2022 году изменилась структура заемщиков по размерам кредитов

| новости | печать

Эксперты отмечают, что на нее повлияло, прежде всего, растущее значение крупных залоговых кредитов.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в декабре ушедшего года доля заемщиков с самыми крупными кредитами на сумму более 3 млн руб. составила 3,0% в общей структуре российских заемщиков по размерам кредитов. По сравнению с аналогичным периодом 2021 г. доля данных граждан увеличилась на 1,2 п.п. (в декабре 2021 г. — 1,8%). Эксперты НБКИ констатируют, что это самый высокий рост за прошедший год среди всех групп заемщиков по размерам розничных кредитов.

При этом доля заемщиков с кредитами на сумму от 1 до 3 млн руб. за прошедший год также выросла (на 0,8 п.п.) и составила 9,0%. Таким образом, заключают авторы анализа, в декабре 2022 г. доля граждан с кредитами более 1 млн руб. составила 12,0%, увеличившись на 2,0 п.п. (в декабре 2021 г. — 10,0%).

В то же время в 2022 г. наибольшее сокращение аналитики НБКИ зафиксировали в группах заемщиков с кредитами от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (–1,3 п.п.) и от 500 тыс. до 1 млн руб. (–0,8 п.п.).

Также они отмечают, что наиболее массовой долей заемщиков остается группа граждан с самыми небольшими кредитами до 100 тыс. руб. — 51,7%. При этом за год она практически не изменилась (в декабре 2021 г. — 51,6%).

«Рост доли заемщиков с крупными кредитами объясняется, прежде всего, растущим значением крупных залоговых кредитов (ипотека и автокредитование) в отечественном розничном кредитовании. Так, в настоящее время доля обеспеченных кредитов в структуре портфеля розничных кредитов превышает 50%. Во второй половине 2022 г. этому во многом поспособствовали привлекательные условия по льготной ипотеке, а также общее восстановление спроса на ипотечные кредиты на фоне снижения ключевой ставки Банка России. При этом в условиях повышенного спроса на ипотеку со стороны граждан банки отдавали предпочтение тем из них, у кого значение Персонального кредитного рейтинга находилось на достаточно высоком уровне», — комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.