Кто он — типичный фрилансер

| новости | печать

Выяснил это Всероссийский центр изучения общественного мнения в рамках специального проекта с ТАСС.

Сначала определение, которое приводит ВЦИОМ: фрилансеры — наемные работники, не состоящие в штате какой-либо организации и работающие по гибкому графику на разных заказчиков по разовым контрактам или производящие товары и услуги на продажу самостоятельно, без привлечения труда других людей. Причем заказчиков и покупателей фрилансеры ищут самостоятельно.

Опрос ВЦИОМ показал, что сегодня словом «фриланс» уже не удивишь, практики работы на себя становятся разнообразнее и популярнее с каждым годом. Называют себя фрилансерами сегодня 5% россиян. Чаще это молодые люди 18 — 24 лет (12%); работающие учащиеся (13%); жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников (8—9%); имеющие хорошее материальное положение (11%). Типичный фрилансер — столичный студент, который совмещает учебу и подработку на фрилансе.

Среди фрилансеров называют себя самозанятыми 57%; считают себя бизнесменами 15%. С тезисом «Я самостоятельно оказываю услуги или произвожу товары на продажу, не нанимая других людей; надо мной нет начальства, есть только заказчики, поставщики и покупатели» соглашаются 60% фрилансеров. Сами фрилансеры отчасти позиционируют себя и бизнесменами, и самозанятыми, и независимыми автономными работниками.

Большинство россиян положительно относятся к тем, кто работает на фрилансе (56%). Молодежь 18 — 24 лет говорит об этом в 1,4 раза чаще, чем россияне старшего возраста (68% против 49%); показатель выше и среди аудитории с высшим образованием (57%) и высокими доходами (67%). В то же время в такой форме работы наши сограждане видят равное число плюсов и минусов (47%), в том числе поддерживающая фриланс молодежь (59%); о преобладании плюсов говорят 20% (25% среди 18 — 34 летних). ТОП-5 плюсов фриланса, по мнению россиян, связан с отсутствием режимных моментов, иерархии, субординации — тем, что характеризует работу по найму: гибкий график (38%); более высокий доход (9%); свобода и независимость (6%); отсутствие начальства (5%); возможность выбрать интересную работу и работать в любой точке мира (по 4%). Сами фрилансеры в 54% случаев говорят о том, что им удобно работать таким образом. Однако 30% не смогли дать ответ на этот вопрос, а 17% признались, что такой формат им не удобен.

После 45 лет россияне чаще выбирают вариант «затрудняюсь ответить» на вопросы о фрилансе (25—59%), это говорит авторам опроса, что тема фриланса для таких людей сложна и не совсем понятна.

К основным недостаткам работы на фрилансе респонденты ВЦИОМ отнесли следующее: нет стабильности (28%); нет соцпакета (10%); необходимость самостоятельно искать заказы (8%); нет коллектива и живого общения, низкий доход, сложность самоорганизации (по 3%) и др. Наличие этих составляющих обычно положительно характеризует привычный, традиционный формат работы по найму. В глазах россиян фриланс — свобода и независимость, но цена этой свободы — соцпакет, гарантии и стабильность.

В представлениях россиян фрилансеры работают больше, чем наемные работники (29%). По 19% считают, что они работают примерно одинаково или фрилансеры работают меньше. В 2020 г. о равенстве трудозатрат говорили 28%, на 9 п.п. больше. Аналогичным образом складываются представления об эффективности работы: 30% находят фриланс более эффективным, 26% таким же эффективным, как и труд на постоянной работе; 13% — менее эффективным. Каждый третий россиянин считает, что фриланс позволяет заработать больше, чем официальная работа (28%); 17% находят возможности равными (на 9 п.п. ниже, чем в 2020 г.). 

В целом россиян по представлениям о работе фрилансером эксперты ВЦИОМ разделили на четыре группы:

  • не имеющие сформированных представлений о разнице между фрилансом и работой по найму (31—44%) — это те, кто затруднились с ответом на данные вопросы, чаще всего это россияне старше 45 лет; жители села; имеющие образование на уровне среднего и ниже; с невысоким уровнем доходов;
  • примерно треть тех, кто видит фриланс более эффективным, трудозатратным, но и более высокоплачиваемым (28—30%), в их представлениях он «превосходит» официальную работу. В этой группе максимальный процент молодежи 18 — 24 лет; работающих учащихся; жителей Москвы, Санкт-Петербурга; имеющих высшее образование;
  • группа признающих равенство фриланса и официальной работы (17—26%), здесь выше процент старшей молодежи 25 — 34 лет;
  • менее численная группа тех, для кого, напротив, традиционный труд несет в себе более высокую оплату, результативность и временные затраты (11—19%) — в этой группе выше процент мужчин и россиян старше 45 — 59 лет.

По данным исследования, россияне замечают, что число фрилансеров за последние три года выросло — 53% (+5 п.п. к 2020 г.) Молодежь 18 — 24 лет указывает на это гораздо чаще — 75%. Опыт работы на фрилансе хотя бы месяц подряд имеют 16% наших сограждан. Среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников — 22—25%, как и среди 18 — 24-летних (22%). Довольно много наших сограждан считают, что люди их профессии могли бы работать на фрилансе — 43%, об этом чаще говорят занятые в сфере СМИ (74%), информационных технологий (72%), услуг и сервиса (61%) и финансовой и страховой деятельности (57%).

Также опрос ВЦИОМ показал, что половина россиян не хотели бы работать на фрилансе (54%), считают такую возможность привлекательной четверть наших сограждан (25%). Интерес к фрилансу определяется возрастом (среди 18 — 24 летних — 42%); имеющимся опытом работы на фрилансе (43% среди тех, кто работал фрилансером больше месяца) и теоретической возможностью перевести профессиональную деятельность на фриланс (39% в числе тех, кто считает, что люди его профессии могут быть фрилансерами).