Замедление темпов погрузки на сети РЖД в мае продолжилось

| новости | печать

Основными факторами сокращения эксперты называют уменьшение отгрузки угля и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

В отраслевом анализе эксперты Промсвязьбанка констатируют, что в мае 2022 г. среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился в годовом выражении на 5,7% до 3,37 млн т в сутки. Уменьшение погрузки происходило по большинству видов грузов, за исключением контейнерных перевозок (+5,8% год к году) и лома черных металлов (+6,3% соответственно).

Погрузка каменного угля уменьшилась в годовом измерении на 9,1% до 29,8 млн т. Снижение грузовой базы в мае 2022 г. авторы анализа связывают с уменьшением добычи угля в России и ограничениями на импорт со стороны ЕС. В структуре погрузки по итогам мая 2022 г. удельный вес угля (без учета кокса) снизился на 1,1 п.п. (к уровню апреля 2022 г.) до 27,5%.

Снижение погрузки продемонстрировали строительные грузы и черные металлы — перевозка указанных грузов до мая увеличивалась за счет внутренних отгрузок. Погрузка лесных грузов уменьшилась на 16,7% год к году до 3,0 млн т. С 1 января 2022 г. вступил в силу запрет на экспорт круглого леса хвойных и ценных лиственных пород.

На фоне введенных санкций и ухода отдельных иностранных компаний с российского рынка объемы контейнерных перевозок начали быстро снижаться, особенно импорт и транзит. По импортным грузам и транзитным перевозкам падение аналитики ПСБ обусловливают эффектом перезаключения контрактов и карантинными локдаунами в Китае. Сокращение экспорта связано с дефицитом контейнеров и переориентацией грузопотоков.

В мае 2022 г. на фоне сокращения перевозок ставки предложения на фитинговые платформы снизились (данные без НДС): на 60-футовые платформы до 1200—1400 руб., на 40-футовые — до 1200—1300 руб. Ставки предложения аренды на 80-футовые платформы варьировались в диапазоне 1500—1800 руб. (также без НДС).

«В 2022 г. мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 3—7% год к году в зависимости от скорости восстановления логистических цепочек. Ключевыми факторами снижения остаются: отказ от российского угля и частичный ввод эмбарго на нефтеналивные грузы из России в странах ЕС», — отмечает аналитик ПСБ Владимир Соловьев.