Что у россиян с продуктовыми запасами

| новости | печать

Как за три десятилетия изменились их объем и мотивация создания, выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения.

Опрос ВЦИОМ показал, что большинство россиян имеют продуктовые запасы (85%). По сравнению с 1992 г. этот показатель увеличился на 14 п.п. (1992 г. — 71%). Доля не имеющих запасов сократилась на 6 п.п. (1992 г. — 19%, 2022 г. — 13%).

Более половины граждан имеют столько же запасов, сколько и в прошлом году (61%), а за 30 лет эта доля увеличилась более чем на треть (+38 п.п., 1992 г. — 23%). Доля тех, кто нарастил запасы продуктов по сравнению с прошлым годом, за рассматриваемый период не изменилась (8%). Уменьшились продовольственные запасы за год еще у 16% наших сограждан, в 1992 г. этот показатель был в 2,5 раза выше (40%).

Мотивация, по которой россияне делают продуктовые запасы, за три десятилетия изменилась. Если в 1992 г. граждане запасались в равной степени и из-за опасения повышения цен (40%), и из-за возможного товарного дефицита (42%), то сейчас доминирующим опасением является рост цен (46%). Отсутствие товаров в продаже сегодня реже беспокоит российских граждан, чем 30 лет назад (29%, −13 п.п. к февралю — марту 1992 г.).

Исследование ВЦИОМ также показало, что мотивация создания продовольственных запасов варьируется в зависимости от места проживания. Каждый второй житель села делает запасы в связи с опасением, что вырастут цены (55%), в Москве и Санкт-Петербурге этим мотивом руководствуется каждый третий (35%). Жителей обеих столиц и городов с населением 100 — 500 тыс. человек чаще беспокоит возможное отсутствие товаров на полках (по 38% против 21% среди жителей села).