«Сбер» выяснил, чем озабочены Ивановы

| новости | печать

«Сбер» представил очередной «индекс Иванова», отражающий динамику и структуру расходов среднестатистического россиянина, его восприятие экономической ситуации в стране.

Аналитики «Сбера» отмечают, что Индекс потребительских настроений в IV квартале 2021 г. снизился впервые с конца 2020 г., но его компоненты остались близки к уровням 2016 — 2021 г., что говорит об улучшении настроений по сравнению с предыдущим годом.

«На рынке труда сейчас высокое предложение для работодателей: 15% компаний столкнулись с нехваткой кадров в IV квартале. Ивановы стали меньше тревожиться из-за безработицы на фоне ее возвращения на доковидные уровни — среди опрошенных она составила 11%. Некоторое снижение индекса потребительских настроений: с –16% в III квартале до –18% в IV квартале 2021 г. можно объяснить тем, что данные были получены в ходе опросов с 22 ноября по 10 декабря, когда число инфицированных коронавирусом в России было высокое, инфляция достигла пика, рубль ослаб, а дополнительных социальных выплат не планировалось. По–прежнему больше всего людей беспокоило состояние здоровья, это отметили 58% опрошенных. На втором месте — рост инфляции и этот фактор указали 54% опрошенных», — отмечает Ярослав Лисоволик, руководитель SberCIB Investment Research.

Индекс оценки бизнес-перспектив на фоне снижения беспокойства по поводу безработицы достиг в IV квартале 2021 г. исторического максимума — 21%, повысившись на 3 п.п. относительно уровня того же периода 2020 г.

Традиционно «индекс Иванова» исследует покупательские предпочтения респондентов. Согласно опросу, проведенному экспертами «Сбера» в декабре 2021 г., 74% Ивановых совершали онлайн-покупки в предыдущие шесть месяцев. Эта доля снизилась незначительно по сравнению с предыдущим кварталом, но частота онлайн-покупок увеличилась.

Доля тех, кто покупает через интернет продукты питания, стабилизировалась на уровне 31% (столько же она составила в III квартале 2021 г.), частота заказов также была стабильной: около 70% онлайн-покупателей отметили, что приобретают продукты как минимум раз в месяц, а 15% — как минимум раз в неделю (так же как в III квартале 2021 г.).

Впервые за время проведения опросов онлайн-магазины оказались популярнее открытых рынков. Доля онлайна в продуктовой рознице увеличилась с 5% в I квартале 2020 г. до 9% в IV квартале 2021 г., а доля открытых рынков почти не изменилась (8% в 2021 г.). Также авторы исследования отмечают снижение доли гипермаркетов — с 19 до 16% в аналогичный период. При этом доля магазинов «у дома» осталась высокой — более трети. При этом доля супермаркетов немного снизилась и в IV квартале 2021 г. составила 15%. Из этого эксперты «Сбера» заключают, что продуктовые онлайн-магазины и магазины «у дома» «перетягивают» покупателей у крупных офлайн-форматов.

Доля Ивановых, у которых есть брокерский онлайн-счет, увеличилась на 5 п.п., составив 15%. Доля тех, кто планирует открыть брокерский счет почти не изменилась, что указывает на замедление этого тренда. Авторы исследования полагают, что одним из объяснений может быть ужесточение политики ЦБ — после нескольких повышений ключевой ставки во 2-м полугодии ставки по депозитам стали более привлекательными для Ивановых.

Они по-прежнему заинтересованы в инвестициях в ценные бумаги. Доля тех, кто хочет инвестировать сумму до 15 тыс. руб., повысилась, а тех, кто планирует вложить более 15 тыс. руб., осталась, как годом ранее. В целом респонденты стали более позитивно оценивать инвестиции, чем год назад (доля тех, кто не хочет инвестировать на фондовом рынке, снизилась с 17 до 14%).

В IV квартале 2021 г. 15% компаний намеревались нанять новых сотрудников, но не могли заполнить имеющиеся вакансии из-за сложной ситуации на рынке труда. У 31% компаний есть незаполненные вакансии, на которые они не нанимают новых сотрудников и перекладывают обязанности на тех, кто уже работает. Это приводит к избыточной загруженности работников, отмечают аналитики «Сбера».

В их декабрьском опросе около 73% Ивановых сказали, что пользовались услугами такси в предыдущие шесть месяцев. Это на 3 п.п. меньше, чем в декабре 2020 г., когда пандемия была в более острой фазе, и многие рассматривали такси как более безопасную альтернативу общественному транспорту.

Также примерно 25% Ивановых в последние 12 месяцев проходили онлайн-обучение, что на 3 п.п. больше, чем в июне 2021 г. (среди респондентов, которые проходили какие-либо образовательные курсы, около 67% делали это в онлайн-режиме, как и в июне 2021 г.). Приблизительно 75% из них сказали, что платили за обучение, это на 10 п.п. больше, чем в июне. Основными каналами получения образовательных услуг в интернете были специализированные онлайн-платформы (52%) и соцсети (38%), показало исследование «Сбера».