1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 28

Ивановы хотят больше есть и радоваться

Аналитический департамент Sberbank CIB — Sberbank Investment Research, опубликовал 31 января 22-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова». Исследование полно оптимизма и подтверждает, что жизнь рядового Иванова представляется ему все лучше день ото дня.

Индекс потребительской уверенности вырос с –12% в III квартале 2017 г., до –10% в IV квартале, наконец вернувшись на уровень, предшествовавший спаду 2-го полугодия 2013 г. Нормализация потребительских привычек продолжается.

По сравнению с предыдущим кварталом повысились индекс личного благосостояния и оценка условий для крупных покупок, а вот индекс благосостояния страны не изменился. По мнению аналитиков, несколько более оптимистичный настрой отражает рост реальных доходов населения в IV квартале 2017 г. на фоне рекордно низкой инфляции.

Эксперты «Сбера» сообщают, что уровень безработицы среди респондентов снизился с 11,6% в IV квартале 2016 г. до 10,9% в прошлом квартале, но по сравнению с III кварталом 2017 г. он повысился на 30 б.п. Доля тех, кто работает неполный рабочий день, но хочет устроиться на полную ставку, достигла рекордно высокого уровня в 9,7% по сравнению с 8,2% в III квартале 2017 г. и 8,1% в IV квартале 2016 г.

По данным опроса, заработная плата в IV квартале 2017 г. увеличилась на 4,9%, что ниже темпов роста, зафиксированных Росстатом (7,9%).

Далее аналитики пишут: «В случае увеличения зарплаты Ивановы планируют потратить на еду 20% прибавки (из текущих расходов на еду уходит 39%), 15% — на одежду и товары для дома (на эту категорию приходится 16% текущих доходов), а 13% — отложить (сейчас это 7,0%). Норма сбережений в IV квартале 2017 г. осталась такой же, как и в III квартале 2017 г. — 6,5% (против 7,0% в IV квартале 2016 г.)».

Это наблюдение Сбербанка показательно. Чем большая часть доходов тратится на питание, тем беднее, значит, человек (в нашем случае — Иванов) — так устроена жизнь. Далее в исследовании говорится, что Ивановы уже готовы платить дороже за пищу и меньше смотрят на ценники. Около 55% Ивановых заявили о готовности платить больше в случае подорожания продуктов питания. Иными словами, рост доли расходов на питание людей не пугает, а вот экономить «на селедке» устали и не хотят. Сбербанковские аналитики уделяют главное внимание тому, какие плюсы и минусы есть в этом для торговли. Они пишут, к примеру: «По мере снижения общей осторожности в том, что касается расходов на продукты питания, уменьшилась доля покупателей, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах». Но за новыми веяниями в потребительском поведении граждан Ивановых просматривается и другое: смирение с безысходностью, с тем, что разбогатеть вряд ли удастся, так что хоть успеть поесть вволю…

В общем, Ивановы больше думают не о себе и своих мелких проблемах, а о стране. Составители рейтинга пишут: «Тремя главными причинами для беспокойства остаются коррупция (отметили 64% опрошенных), безработица (55%) и инфляция (48%)… Обеспокоенность курсом рубля высказали лишь 18% Ивановых, как и по итогам предыдущего опроса».