Три основных глобальных риска будущего

| новости | печать

Центр макроэкономических исследований Сбербанка (ЦМИ) подвел итоги 2021 г. на мировых рынках и рассказал, что ожидать в 2022 г.

Главный экономический тренд 2021 г., говорится в исследовании ЦМИ, — быстрое восстановление после коронакризиса. ВВП целого ряд стран, включая США и Россию, превысил уровень 2019 г. Это произошло как в силу особенностей кризиса (он стал результатом специально введенных ограничений), так и из-за масштабов государственных программ по поддержке экономики.

Вместе с тем аналитики ЦМИ отмечают, что структура мирового потребления изменилась, население переключилось с услуг на промышленные товары, а мировая торговля значительно превысила докризисные уровни. Следствием изменений стала повышенная нагрузка на логистические цепочки при сохранении в них части эпидемиологических ограничений. Поэтому стоимость грузоперевозок значительно выросла. Одновременно в прошедшем году значительно подорожали сырьевые товары, металлы, финансовые активы, недвижимость. Во многом это стало следствием низких процентных ставок.

Данные факторы ускорили мировую инфляцию с 2,1 до 5,7% год к году к середине декабря. В результате некоторые центральные банки начали переходить к повышению процентных ставок и ужесточению риторики. Как говорится в исследовании ЦМИ, скорее всего, инфляция будет оставаться на повышенном уровне и в 2022 г., хотя и снизится с пиков 2021 г.

Аналитики ЦМИ считают, что, если произойдет резкое ужесточение денежной политики, это может привести к падению на фондовых рынках и рынке недвижимости. Наиболее существенный рост фондового рынка — в США. В то же время самые уязвимые страны при падении мирового фондового рынка — Япония, Китай, страны ЕС. Цены на недвижимость в США растут быстрее, чем арендная плата, это может быть индикатором возникновения «пузыря». Кроме того, на фоне пандемии возобновился рост корпоративного долга. Значимая угроза — высокорисковый долг США.

В 2022 г. ЦМИ ожидает сохранения логистического кризиса, однако сбои в цепочках поставок могут смягчиться. Дефицит на рынке нефти, не исключают авторы исследования, сменится профицитом, что будет способствовать снижению цен (в основном, на фоне ускорения роста добычи). Также эксперты ЦМИ ожидают сохранения напряженной ситуации и высоких цен на рынке газа, по их мнению, запасы в Европе могут нормализоваться не ранее второй половины 2022 г.

«Быстрое восстановление экономик к докризисным уровням вместе с оптимистичными ожиданиями дальнейшего роста создают обманчивое ощущение стабильности. Однако мы выделяем ряд рисков, способных значительно скорректировать наш базовый прогноз. Во-первых, пандемийный риск — сохраняются повышенные риски появления новых штаммов коронавируса с непредсказуемым набором свойств и последствиями распространения. Второй риск — ускорение инфляции и рост ставок. Если инфляционное давление усилится, то это потребует от центральных банков более решительных шагов в части ужесточения денежно-кредитной политики. Такие действия могут привести к возобновлению падения экономик развитых стран, а также к оттоку капитала с развивающихся рынков и ослабление курса их валют. И, наконец, третий риск — обострение конфликта между Китаем и Тайванем. Подобный сценарий создает существенные риски для рынка полупроводников. По нашим оценкам, остановка производства полупроводников в Тайване на год будет стоить мировой экономике около 0,8 п.п. роста или 750 млрд долл.», — называет вероятные вызовы 2022 г. Олег Замулин, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка.

Относительно российского рынка в отчете говорится, что благодаря активному смягчению ковидных ограничений экономика страны быстро восстановилась после падения в 2020 г. По оценкам ЦМИ, ВВП в 2021 г. вырастет на 4,4% после снижения на 3% годом ранее. При этом опережающий рост спроса, наряду с внешними шоками привел к ускорению годовой инфляции с 4,9% в декабре 2020 г. до 8,4% в ноябре 2021-го.

В 2022 г. ЦМИ ожидает в России более умеренных темпов экономического роста. Причины — завершение восстановительного периода, ужесточение денежно-кредитной политики и нормализация бюджетной политики. Рост российского ВВП по итогам 2022 г. может оказаться ближе к 2,5%. Замедление активности, наряду с исчерпанием временных факторов, будет способствовать снижению инфляции. По оценкам ЦМИ, инфляция к концу 2022 г. может замедлиться до 4,5%. В связи с этим Банк России уже во второй половине следующего года может снова перейти к циклу смягчения денежно-кредитной политики, полагают аналитики ЦМИ.