Каких «сюжетов» можно ожидать от внешней торговли в 2022 г.

| новости | печать

Сейчас она стагнирует даже при росте мировых цен, констатируют эксперты перед попыткой заглянуть в предстоящий год.

В новом выпуске мониторинга «Сюжеты внешней торговли» эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования темой «Специального сюжета» избрали ответ на вопрос, что будет дальше с мировой торговлей товарами.

Оценивая текущее состояние, они пишут, что, по данным CPB World Trade Monitor, объем мировой торговли товарами достиг пика к лету 2021 г. (21,2 трлн долл. в текущих ценах), однако с марта рост торговли подпитывался исключительно крайне быстрым увеличением цен, тогда как торговля в физическом выражении с марта по сентябрь сократилась более чем на 2%. И даже с учетом того, что мировые цены с июня по сентябрь продолжили повышаться, мировая торговля в текущих ценах летом и в начале осени стагнировала, подчеркивают ученые ЦМАКП.

Спрос на импорт в развитых странах, после резкого падения в первой половине 2020 г., более чем восстановился уже к началу текущего года. С марта 2021 г. объемы импорта развитых стран в реальном выражении оставались стабильными, а в текущих ценах — заметно возросли за счет повышения импортных цен. В отличие от ввоза товаров, экспорт развитых стран в физическом выражении в течение 2021 г. не превысил допандемийный уровень. При этом авторы мониторинга отмечают, что даже в текущих ценах с лета отмечалась стагнация экспорта, а в реальном выражении вывоз товаров сокращался.

Спрос на импорт в развивающихся странах, после относительно неглубокого (по сравнению с развитыми странами) спада в первой половине 2020 г., к IV кварталу того же года полностью восстановился. Пик импорта пришелся на март. Впоследствии импорт товаров в текущих ценах оставался стабильным, несмотря на быстрый рост цен, то есть в физическом выражении ввоз товаров снижался. Экспорт товаров развивающихся стран в текущих ценах с середины 2020 г. постоянно увеличивался. Максимальные объемы экспорта отмечены в сентябре. При этом с января 2021 г. рост обеспечивался исключительно увеличением цен, тогда как физические объемы вывоза товаров существенно не менялись, констатируют эксперты ЦМАКП.

Таким образом, обобщают они, развитые страны после острой фазы «пандемического кризиса» выступили в большей мере как источники спроса на импорт, тогда как развивающиеся страны как поддержали увеличение мирового спроса на импорт, так и обеспечили рост предложения товаров. Впрочем, авторы мониторинга отмечают, что объемы предложения оказались недостаточными для удовлетворения возросшего после многочисленных локдаунов спроса, что выразилось в беспрецедентном росте мировых цен. Производители недооценили скачок спроса, возникший из-за наложения трех факторов: восстановительного роста, масштабных мер поддержки экономики и эффекта переключения спроса с услуг на товары.

Основную роль в динамике мировой торговли сыграли со стороны развитых стран — США, а со стороны развивающихся стран — Китай.

Исследованные аналитиками ЦМАКП оценки ВТО и Кильского института мировой экономики (IfW) позволяют утверждать, что цикл роста мировой торговли закончился и в IV квартале текущего года она стабилизировалась на уровне предыдущего квартала. Однако более реалистичным авторам мониторинга представляется сценарий продолжающегося сокращения мировой торговли вплоть до конца 2021 г. после перегрева первой половины года.

Переходя к ожиданиям от 2022 г., они обращаются к последнему прогнозу ВТО от 4 октября, в котором указывается, что рост ВВП и мировой торговли в существенной степени был поддержан фискальными стимулами. При этом рост назван быстрым и неожиданно сильным, усугубляющим проблемы на стороне предложения (такие как задержки в портах, высокие тарифы на перевозки, дефицит микроэлектроники). Однако прогноз мировой торговли ВТО пересмотрен вверх — до 10,8% в 2021 г. и 4,7% в 2022 г. (в мартовском прогнозе — 8,0 и 4,0% соответственно).

Но последние оценки роста мировой торговли от ВТО ученым ЦМАКП представляются завышенными, так как проблемы с предложением, на их взгляд, не столько усугублены, сколько созданы аномально высоким спросом (в условиях его недооценки производителями на фоне активного стимулирования экономики), а не нарушением цепочек поставок из-за антиковидных ограничений. Продолжение роста спроса, полагают авторы мониторинга, может столкнуться с жесткими ограничениями на стороне предложения, а аномальный характер увеличения мирового спроса (ставший следствием наложения временных факторов) дает основания им полагать, что за перегревом последует охлаждение спроса.

По оценке аналитиков ЦМАКП, основанной на данных CPB, прирост мировой торговли в 2021 г. составит от 9,0 до 9,5% (нижняя граница — при продолжении сокращения торговли, верхняя — при небольшом росте в IV квартале). Их оценка на 2022 г. — от 1,0 до 2,5% (в связи с высокой базой первой половины 2021 г.), что существенно ниже ожиданий ВТО.