Восстановление российской экономики сбилось с роста

| новости | печать

Ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в очередном «Анализе макроэкономических тенденций» с сожалением констатируют, что восстановительный рост российской экономики прервался.

Аналитики ЦМАКП отмечают, что хотя «коронакризисный» шок преодолен, этот импульс не стал основой для новой волны экономического подъема — «сбои роста» уже отмечены и на потребительских, и на инвестиционных рынках. Сочетание «импорта» инфляции с продовольственных и сырьевых рынков, повышения ключевой ставки Банка России и вводимых в ряде регионов противоэпидемических ограничений создало ситуацию «идеального шока» для российской экономики, считают авторы анализа и конкретизируют сложившуюся ситуацию.
Согласно данным о компонентах конечного спроса, структура роста в начале текущего года в целом сохранилась такой же, что и в конце прошлого. Основным фактором, определяющим восстановление экономики, осталось потребление населения, отрицательный вклад которого в годовой прирост ВВП уменьшился почти вдвое — до –1,5 п.п. прироста ВВП с –2,8 п.п. в IV квартале 2020 г. Одновременно в результате постепенного восстановления внешнеэкономической конъюнктуры улучшилась ситуация с экспортом товаров, отрицательный вклад которого уменьшился с –1,8 до –0,7 п.п. прироста ВВП. Наконец, активизация инвестиций привела к сокращению их отрицательного вклада в прирост ВВП до нуля (в IV квартале снижение инвестиций относительно уровня предшествовавшего года добавило к сжатию ВВП 0,6 п.п).
Сезонно скорректированный индекс IHS Markit PMI® обрабатывающих отраслей снова «свалился» в негативную область (49,2%; но эксперты ЦМАКП все-таки отмечают, что часть доверительного интервала еще «над чертой», разделяющей позитивные и негативные оценки).
Рост инвестиционной активности немного притормозил. Впрочем, ученые указывают, что это произошло после многомесячного их активного расширения, в результате которого интенсивность инвестиционной активности не только превысила «доковидный» уровень, но и достигла многолетнего максимума (вернувшись на уровень 2013 г., когда имел место исторический максимум). По сравнению же с уровнем двухгодичной давности индекс в мае составил 111,9% (105,8% в годовом выражении). В строительстве рост с правкой на сезонность стал снова ускоряться (I квартал в среднем за месяц — +0,4%, апрель — +1,7%, май — +2,5%).
На рынке труда ситуация продолжала улучшаться. Безработица и спрос на труд уже преодолели последствия «коронавирусного шока», выйдя на уровень I квартала прошлого года. Другое важное событие: число вакансий, размещенных в органах занятости, совсем немного, но превысило число официально зарегистрировавшихся безработных.
Экспорт товаров в физическом выражении и устраненной сезонностью, по оценке авторов анализа, довольно устойчиво растет — как в целом, так и по основным группам товаров. Например, в мае наметился, наконец, небольшой прирост вывоза нефти и нефтепродуктов (ранее устойчиво снижавшегося). Падают пока только вывоз черных металлов (ученые ЦМАКП полагают, что на мировом рынке была переоценка перспектив восстановления, которая корректируется) и совсем немного — химических продуктов.
Ускоряется с сезонной корректировкой и физический рост импорта товаров. При этом аналитики отмечают, что его ускоренный рост имеет практически фронтальный характер — более быстрый по инвестиционному импорту, менее — по потребительскому и сырьевому.
Прирост реальной заработной платы продолжается, что, считают эксперты ЦМАКП, вполне естественно в ситуации намечающегося дефицита трудовых ресурсов (февраль — +1,1%, март — +0,9%, апрель — +0,7%, сезонность устранена). Соответственно, поступательно растет и агрегат наблюдаемых видов доходов. Авторы аналитического материала высказывают интересное заключение: стабильное снижение реальных располагаемых доходов населения, о котором сообщает Росстат, не находит подтверждения ни в динамике наблюдаемых компонентов доходов, ни в динамике потребительских расходов и связано с некорректностью самой методики расчета косвенным методом («от расходов и изменения активов», притом, что корректных данных об изменении финансовых активов населения, по словам ученых ЦМАКП, просто нет).
Прервалось довольно интенсивное расширение потребления населения, хотя общая тенденция его роста с устраненной сезонностью пока еще сохраняется (оборот розничной торговли: март — +0,1%, апрель — +1,8%, май — –0,3%; платные услуги — +4,6%, +0,5%, –3,4% соответственно) При этом, продажи продовольствия уже почти полгода колеблются примерно на одном и том же уровне.
Уровень инфляции в июне и начале июля быстро возрос. Рост потребительских цен с начала года уже составил 4,53%, а в годовом выражении — превысил 6%. При этом антиинфляционная политика, опирающаяся на повышение ключевой ставки Банка России, как считают аналитики ЦМАКП, и неэффективна (из-за «импорта инфляции» с мировых рынков), и непоследовательна, на фоне покупки валюты Минфином России для формирования бюджетных резервов и (планового, но, по мнению авторов анализа, несвоевременного) повышения тарифов на коммунальные услуги.