Российский авторынок опустился в марте на пятое место в Европе

| новости | печать

Автомобильный рынок России, который в прошлом году вышел на четвертое место в Европе, по итогам I квартала 2021 г. сдал позиции, опустившись на пятую строчку в европейском первенстве, констатирует аналитическое агентство «АВТОСТАТ».

Согласно данным, полученным агентством «АВТОСТАТ» в национальных ассоциациях автопроизводителей Европы, лидером по реализации автомобилей остается Германия, где в январе — марте было продано 656 452 машины (–6,4%). Как отмечают в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), местный авторынок еще далек от докризисного уровня — к примеру, по сравнению с мартом 2019 г. нынешний показатель продаж оказался на 15% хуже.

Второе место среди крупнейших европейских авторынков заняла Италия с показателем 446 978 машин (+28,7%). «Март прошлого года стал шоком для авторитейла Италии, столкнувшегося с беспрецедентной ситуацией из-за пандемии коронавируса. Поэтому нынешний результат будет корректнее сравнивать с мартом 2019-го, по отношение к которому показатели продаж оказались на 12,7% ниже. Это говорит о том, что спрос на авторынке по-прежнему остается под влиянием эпидемиологической обстановки в стране, а экономическая ситуация еще не восстановилась в полной мере после коронакризиса. В то же время мы рассчитываем, что принятые ранее меры по стимулированию продаж автомобилей будут способствовать дальнейшему восстановлению автомобильной отрасли», — цитирует «АВТОСТАТ» президента Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA) Паоло Скудьери.

Третий результат в европейском рейтинге показала Франция — 441 791 автомобиль, что на 21,1% больше по сравнению с прошлым годом. Далее идет Великобритания, чьи дилеры реализовали 425 525 машин (–12%). «Дилерские центры, которые с начала года были закрыты и могли предоставлять только дистанционные продажи автомобилей, с 12 апреля вновь откроют двери для посетителей. В связи с этим мы ожидаем рекордного роста спроса в ближайшие месяцы, в том числе благодаря низкой базе прошлого года. Однако для того, чтобы вернуться на допандемийный уровень, автосалоны до конца года должны ежедневно продавать по 8300 машин. Для сравнения, за последнее десятилетие этот показатель составлял в среднем 7400 автомобилей в день, а текущий уровень продаж близок к отметке в 5600 единиц. Учитывая, что ограничения на работу шоу-румов действовали в Великобритании весь I квартал, мы снизили свой прогноз продаж на 2021 год — с 1,89 до 1,83 млн машин», — рассказал исполнительный директор Британского общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT) Майк Хейвз.

Если при рассмотрении автомобильного рынка Европы учитывать Россию, то наша страна опустилась на пятую строчку европейского рейтинга. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и LCV в I квартале 2021 г. составили 387 322 единицы, показав падение на 2,8%. Как говорит председатель Комитета автопроизводителей АЕБ д-р Томас Штэрцель, наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. «Очевидно, что ближайшие пара месяцев исправят ситуацию, и рынок продемонстрирует рост, так как мы будем сравнивать результаты последующих месяцев с наихудшим периодом в истории автопрома, связанным с ограничениями для бизнеса из-за пандемии коронавируса», — отмечает Томас Штэрцель. Аналитики агентства «АВТОСТАТ» напоминают, что согласно актуальному прогнозу АЕБ, по итогам 2021 г. в России будет продано 1632 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает рост рынка на 2,1% по сравнению с прошлым годом.

Эксперты агентства также добавляют, что авторынок Испании в I квартале 2021 г. составил 186 061 машину (–14,9%). «По отношению к прошлому году продажи легковых автомобилей за I квартал снизились на 15%, однако в марте 2020-го дилерские центры были закрыты из-за вспышки коронавируса. Если же данный результат сравнивать с первыми тремя месяцами 2019-го, то падение составит уже 40%, и на сегодняшний день мы не видим предпосылок для восстановления автомобильной отрасли страны. С января 2021 г. был повышен налог на регистрацию транспортных средств, также исчерпан бюджет программы обновления автопарка. Улучшения спроса можно ожидать не ранее 2-го полугодия. В связи с этим ANFAC ухудшила свой прогноз на 2021 г. до 925 тыс. единиц, что на 26% меньше по сравнению с 2019 г. Таким образом, испанский авторынок уже второй год подряд не сможет достигнуть уровня в 1 млн реализованных машин», — констатирует директор по коммуникациям Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC) Ноэми Навас.