1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 288

Востребованность ERP-систем в российском бизнесе в 1,8 — 2 раза ниже, чем в Корее, Франции, Финляндии, Канаде

В очередном кратком статистическом сборнике из серии «Цифровая экономика», выпущенном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в партнерстве с Минцифры России и Росстатом, по ряду индикаторов приведены и международные сопоставления. Одно из них — в заголовке.

Для отражения тенденций развития интернета в России ИСИЭЗ НИУ ВШЭ приводит, в частности, следующие данные.

Доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Почти абсолютного покрытия добились в Корее (99%). К этому уровню близки Великобритания, Германия, Финляндия и Швеция (94—96%).

Почти три четверти (72,6%) россиян выходят в сеть ежедневно, в 2010 г. доля таких пользователей составляла четверть (26%).

Ежедневная интернет-аудитория расширяется преимущественно за счет лиц старших возрастов. Так, среди лиц в возрасте 35 — 44 лет доля ежедневных пользователей в 2019 г. составила 85,7% (+20,3 п.п. к 2018 г.), в возрасте 45—54 лет — 74,7% (+27,3 п.п.), в возрасте 55—64 лет — 49,9% (+23,8 п.п.), в возрасте 65—74 лет — 22,9% (+13,1 п.п.).

За пять лет почти удвоилась доля россиян, подключающихся к сети вне дома или работы с помощью смартфонов — с 37,6% в 2015 г. до 59,2% в 2019 г. Этому способствуют как стремительное развитие гаджетов, так и более низкие (в среднем в полтора раза) тарифы на мобильный интернет в сравнении с фиксированным.

Чуть более трети россиян (35,7%) в 2019 г. совершили хотя бы одну покупку в интернете. В 2013 г., когда Росстат впервые собрал данные об онлайн-покупках, это делал один человек из семи (15,3%). Практика онлайн-покупок в России распространена намного меньше, чем в большинстве развитых стран.

77,6% россиян, обращавшихся за госуслугами в 2019 г., получили их онлайн. В возрастной группе 25–44 лет доля пользователей электронных государственных сервисов приблизилась к 90%.

Среди организаций 69,7% использовали электронные госуслуги.

Российский бизнес стабильно наращивает свой цифровой потенциал, как показывают данные статистики за 2015—2019 гг. (Подробнее в экспресс-информации «Цифровой потенциал организаций укрепляется».)

При этом в других странах бизнес-процессы цифровизуются еще более динамичными темпами, что отражает, в частности, Индекс цифровизации бизнеса. Данный показатель характеризует уровень использования в организациях предпринимательского сектора широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, включенность в электронную торговлю и внедрение информационных систем, автоматизирующих процессы учета, планирования и контроля (ERP-, CRM-, SCM-системы).

По крайней мере одну из информационных систем (ERP-, CRM-, SCM-систем) в России использует каждая третья организация предпринимательского сектора.

Самые распространенные — ERP-системы, используемые для планирования ресурсов организации, интеграции внутреннего электронного бизнеса, — в России применяют почти четверть (23,3%) организаций. Их востребованность в российском бизнесе в 1,8—2 раза ниже, чем в Республике Корея, Франции, Финляндии, Канаде.

В ИКТ-интенсивных профессиях в России заняты порядка 8,6 млн человек, из них специалистов по ИКТ — 1,7 млн, из которых более половины (53%) — люди моложе 35 лет.

В Великобритании, Швеции, Финляндии специалистов по ИКТ данной возрастной категории — не более 35%, в Чехии, Германии — 37%.

К сведению

ERP-система (сокр. Enterprise Resource Planning) — система планирования ресурсов организации, включающая одно или несколько программных приложений, которые позволяют интегрировать информацию и производственные процессы (функции) подразделений организации. ERP-система объединяет планирование, закупки, сбыт, маркетинг, взаимодействие с заказчиками, финансы, кадровые ресурсы и т. п. Функционал CRM-, SCM-систем может быть реализован в виде соответствующих модулей основной ERP-системы.

CRM-система (сокр. Customer Relationship Management) — система управления отношениями с клиентами. С ее помощью организация собирает и накапливает информацию о различных сторонах деятельности своих клиентов: наличии товаров (работ, услуг) / потребности в них, циклах продажи, ценах на товары (работы, услуги) и т. п.

SCM-система (сокр. Supply Chain Management) — система, обеспечивающая автоматическую связь с системой управления заказами поставщиков/покупателей.