1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 90

78% руководителей крупнейших компаний мира признали режим удаленной работы долгоиграющим последствием COVID-19

PwC представила результаты опроса руководителей крупнейших компаний мира о перспективах развития их бизнеса и влиянии на него пандемии COVID-19 в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В исследовании приняли участие 699 респондентов из 67 стран. Опрос был проведен в июне — июле 2020 г.

Большинство руководителей считают, что вызванные пандемией COVID-19 изменения, выразившиеся в переходе на удаленный режим работы (78%), ускорении автоматизации (76%) и снижении численности сотрудников в офисах (61%), останутся с нами надолго. В целом 61% опрошенных говорят, что в будущем их бизнес-модель будет более цифровой — это то изменение, которое только ускорилось в результате пандемии.

Согласно полученным ответам, вопросы развития цифровой инфраструктуры, внедрения гибкого рабочего графика и сохранения благополучия сотрудников станут основными на заседаниях советов директоров и окажут значительное воздействие на бизнес-операции, обеспечивая рост бизнеса как в следующие 12 месяцев, так и в будущем. 58% руководителей заявили, что обеспечение безопасности цепочки поставок останется одной из приоритетных тем. Это, в свою очередь, будет способствовать росту инвестиций в технологии, позволяющие отслеживать продукцию от производства до доставки и обеспечивающие бесперебойность в коммуникациях заказчиков и поставщиков во время кризиса.

Боб Мориц, президент PwC, отмечает: «Бизнес-лидеры должны одновременно поддерживать текущую деятельность своих компаний и фундаментально переосмысливать стратегию на будущее с тем, чтобы выйти из пандемии готовыми перестроить свой бизнес и стать успешными в совершенно новом для себя мире. Они должны делать это, думая об изменениях в обществе в результате COVID-19 и о растущих ожиданиях со стороны все более широких слоев населения. При этом им следует также вникать и в другие проблемы, которые кардинально трансформируют будущее бизнеса: от изменения климата до популизма».

Несмотря на предшествующие десятилетия усиления глобализации, почти каждые двое из пяти руководителей (39%) считают, что в будущем произойдет долговременный сдвиг приоритетов в сторону ведения деятельности внутри стран, с опорой на собственные силы. Такая же доля респондентов ожидает устойчивый рост национализма.

Руководители компаний осторожны в прогнозах относительно перспектив роста своих доходов в будущем году (45% «не вполне уверены», 15% «абсолютно уверены»). 65% опрошенных предсказывают снижение темпов мирового экономического роста. Состояние мировой экономики вызывает наибольшее беспокойство в странах Африки, Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Респонденты PwC также считают, что пандемия повысила значение темы персонала. Меры поддержки работников в этот период предусматривали защиту здоровья и безопасности (92%), обеспечение благополучия (61%) и финансовую поддержку (24%). 42% участников опроса сделали взносы в общественные организации, а почти треть (32%) сократили собственное вознаграждение. Руководители компаний, которым удалось максимально сохранить персонал (36%) и принять меры по защите здоровья и безопасности сотрудников (92%), считают, что это положительно повлияет на долгосрочную репутацию их организации.

Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, комментирует: «В последнее время все очевиднее становится, что офисный рынок в том виде, в котором мы привыкли к нему, в России и за рубежом, движется в направлении неизбежных изменений. Трансформация далась нелегко, не всем и не сразу, но, так или иначе, тенденция, связанная с оптимизацией использования рабочего пространства, начала набирать обороты. Переход к новой, так называемой, “activity-based office”-модели, когда офисное пространство планируется не вокруг посадочных мест, а вокруг тех функциональных задач, которые решаются в той или иной рабочей зоне, оказался самым удачным решением. Во всем мире появилось четкое осознание того, что для многих вовсе не обязательно, чтобы сотрудники ежедневно приезжали на работу в офис, а физического присутствия для успешной работы, оказалось, не требуется».

Изменения, вызванные COVID-19, добавили лишние пункты в и без того насыщенную повестку дня руководителей компаний. Один из них — изменение климата, которое остается важной проблемой как для потребителей, так и для бизнеса. На вопрос PwC, сохранится ли тенденция к наращиванию усилий по преодолению последствий изменения климата, относительное большинство бизнес-лидеров (47%) ответили положительно. По их мнению, кратковременное увеличение производства и оборота предметов одноразового пользования (включая дезинфицирующие средства, маски) и сокращение совместного потребления (sharing economy) носят временный характер.

Несмотря на то, что большинство руководителей компаний (61%) считают, что плотность заполнения рабочих помещений будет меньше, чем раньше, их мнения о роли городов в будущем разделились: 34% считают, что переход к деурбанизации сохранится; 38% придерживаются мнения, что он носит временный характер.

Респонденты не ожидают, что государство расширит программы поддержки, при этом большинство из них (57%) полагают, что государственное вмешательство было временным явлением, даже несмотря на имеющуюся у правительств возможность использовать эту поддержку для восстановления экономики и бизнеса после кризиса. Менее одного из трех респондентов (30%) считает, что государственная поддержка будет устойчивой. Каждый пятый опрошенный сказал, что отказался от государственной поддержки своего бизнеса во время пандемии.

И. Лотаков отмечает: «Многие страны, которые пошли по пути раздачи денег и потратили на это несколько процентов ВВП, столкнулись отчасти с тем, что экономический кризис не равен самоизоляции. Эта история с нами на два—три года. Секрет успеха эффективных мер в том, что их необходимо постоянно подстраивать, исходя из текущей ситуации. «Вертолетные деньги» ограничивают в возможностях подстраивать меры экономической поддержки в будущем».