На 40% сократился объем железнодорожных поставок нефти на российские НПЗ

| новости | печать

Сорокапроцентное сокращение включает и комбинированные отгрузки. В общем, в январе — июне объем железнодорожных поставок нефти на российские НПЗ сократился более чем на 40%, или на 24,3 тыс. т/сут. (4,36 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 30,7 тыс. т/сут. (5,59 млн т).

Argus в своем исследовании отмечает, что доходность переработки в России в июне начала восстанавливаться, после того как в мае многие предприятия работали в убыток. Тогда переработчики значительно снизили загрузку своих предприятий, в результате сократились и поставки сырья по железной дороге. Тем не менее, в июне «колесные» отгрузки уменьшились на 5,7 тыс. т/ сут. (203 тыс. т) относительно мая, до 23,9 тыс. т/сут. (716 тыс. т). Это минимальный показатель за всю историю мониторинга Argus объемов таких поставок.

Аналитики определили, что стало основной причиной такого резкого снижения железнодорожных поставок - прекращение комбинированных отгрузок нефти со станции Уяр (Красноярский край) на Комсомольский НПЗ.

В январе — июне 2019 г. объем таких поставок составил 13,9 тыс. т/сут. (2,5 млн т). В августе на завод поступили первые пробные трубопроводные партии, а с сентября прошлого года завод стал регулярно получать сырье по отводу от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Нефть из Уяра поступает также на предприятие компании «ВПК-Ойл» (Новосибирская обл.). В январе — июне такие отгрузки снизились на 1 тыс. т/сут. (190,2 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 632 т/сут. (115 тыс. т), в то время как объем поставок на Итатский НПЗ (Кемеровская обл.) с этой станции почти не изменился, составив 676 тыс. т/сут. (122,8 тыс. т) по сравнению с 669 т/сут. (121,1 тыс. т) в январе — июне 2019 г.

Были и другие причины, которые способствовали уменьшению поставок железнодорожным транспортом в первом полугодии. Среди них - подключение с января 2020 г. к системе «Транснефти» Ильского НПЗ (Краснодарский край), который ранее получал нефть как по трубопроводу, так и комбинированным способом со станций Грушевая и Тихорецкая (Краснодарский край) — в среднем 110 — 120 тыс. т/месяц.

Краснодарский НПЗ в первом полугодии существенно снизил поставки комбинированным способом — на 900 т/сут. (163,3 тыс. т), до 2,2 тыс. т/сут. (400,5 тыс. т), поскольку в мае и июне на завод отказался от таких объемов. Кроме того, уменьшились и прямые железнодорожные отгрузки легкой нефти с месторождений «Русснефти» в Саратовской области — на 53 тыс. т, до 67,4 тыс. т.

Между тем Афипский НПЗ (Краснодарский край) неожиданно увеличил закупки комбинированных партий легкой малосернистой нефти на 45 тыс. т, до 73,2 тыс. т. Основной объем сырья предприятие получало со станции Тихорецкая. Комбинированные отгрузки производятся и на востоке России. Так, поставки со станции Зуй (Иркутская обл.) в январе — июне уменьшились почти в четыре раза, на 210 т/сут. (38 тыс. т), до 74 т/сут. (13,44 тыс. т). Предприятие «Нафта» (Иркутская обл.) снизило закупки на 8 тыс. т, до 13,4 тыс. т. А завод «Юргаус» (Кемеровская обл.) фактически отказался от приобретения сырья с этой станции, тогда как в первом полугодии прошлого года такие поставки составили 51,5 тыс. т.