Новый закон о переводе пенсионных накоплений пока неработоспособен

| новости | печать

Закон о переводе пенсионных накоплений граждан, вступивший в силу с 1 января 2019 г., на практике оказался неработоспособным. Согласно документу граждане, пожелавшие перевести свои пенсионные накопления, могут  подать соответствующее заявление дистанционно через ЕПГУ, или лично явившись в отделение ПФР или МФЦ также можно послать туда своего представителя. Однако, пишет «Коммерсант», в реальности россияне лишены этих возможностей и непонятно, когда смогут распорядиться ими.

Во-первых, на приём заявлений о смене страховщика ЕПГУ не работает. Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Горобцов убеждён, что портал предоставляет возможность подачи заявления о переводе пенсионных накоплений. И приводит статистику ведомства, согласно которой за 2018 г. досрочный переход из ПФР в НПФ через портал госуслуг совершили более 74 тыс. раз, а НПФ поменяли более 36 тыс. раз. Но дело в том, что, согласно действующему закону, гражданин должен быть в обязательном порядке проинформирован о потенциально теряемом им инвестдоходе при досрочной смене страховщика. Но такая функция, как можно судить из информации на портале, до сих пор не реализована. «В настоящее время по техническим причинам сервис информирования о сумме потерь при досрочном переходе недоступен, подача заявления о досрочном переходе невозможна», – сообщает портал при попытке сменить текущего страховщика.

Во-вторых, под вопросом и подача заявления лично или через представителя. Согласно закону, ПФР обязан в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления направить его копию в фонд, в который переводятся накопления, и одновременно оповестить текущего страховщика. Это должно быть осуществлено через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), причём третьей версии. Только на 9 января к СМЭВ-3 было подключено лишь 25 НПФ, тогда как с накоплениями работают 35 фондов.

Впрочем, как указывают в частных фондах, которые всё-таки подключились к системе, сейчас в нормальном режиме работает только канал на отправку информации в ПФР. При этом получить информацию о поступившем заявлении НПФ сейчас не могут, сообщает издание.

В ПФР отказались отвечать по существу на вопросы, но заявили, что «у граждан в распоряжении есть целый год на то, чтобы принять взвешенное решение относительно перевода пенсионных накоплений и подать заявление, если это необходимо».

Участники рынка надеются, что вынужденные каникулы по переводу пенсий продлятся только первый квартал.