Обсуждение реалий ввоза на территорию Российской Федерации телекоммуникационного оборудования

| новости компаний | печать

Недавно в офисе «Деловой России» обсуждались меры нетарифного регулирования ЕАЭС по ввозу телекоммуникационного оборудования на территорию РФ.

Ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС регулируется с одной стороны Решением Коллегии ЕЭК № 30 от 21.04.2015, а с другой стороны внутрироссийским законодательством. Отсюда и остро стоящая на сегодняшний день проблема нестыковок между законодательством ЕАЭС и российским законодательством по нетарифному регулированию ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и прежде всего таможенную территорию РФ. Так, в части ввоза на территорию РФ телекоммуникационного оборудования импортеры столкнулись с проблемой – противоречием между содержанием реестра ЕЭК разрешенного к ввозу на территорию ЕАЭС телекоммуникационного оборудования и содержанием реестра Роскомнадзора разрешенных ко ввозу РЭС (радиоэлектронных средств). Другой проблемой является непрозрачность получения лицензии Минпромторга на ввоз в РФ телекоммуникационного оборудования.

Решение вышеперечисленных проблем требует унификации и взаимоувязки законодательства ЕАЭС и отечественного законодательства в этой сфере.

На обсуждении данных проблем присутствовали представители бизнеса, ведущей консалтинговой компании в данной сфере государственных органов Российской Федерации и представитель Евразийской экономической комиссии.

Самойлова Наталия Ивановна, заместитель директора Департамента таможенного тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии, рассказала о законодательстве ЕАЭС по вопросу ввоза телекоммуникационного оборудования и озвучила свое видение на эту проблему. Представитель компании ПАО «МТС» предложил упростить процедуру выдачи лицензии и создать систему «одного окна» в данной сфере, представители Минпромторга, в частности заместитель начальника отдела лицензирования и реализации разрешительного порядка в сфере внешней торговли департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Белоусов Дмитрий Юрьевич, объяснили сложность реализации данной системы в рамках отсутствия законодательной базы и структурированного взаимодействия в данной сфере между Роскомнадзором и Минпромторгом. Также Дмитрий Юрьевич отметил, что Минпромторг уже идет на встречу бизнесу, сократив сроки оформления документа.

По итогам обсуждения участники заседания комитета пришли к мнению, что работы в сфере упрощения процедуры ввоза необходимо продолжить. Так же участники согласились с тем, что телекоммуникационному рынку необходим обстоятельный диалог между российскими министерствами и ведомствами, между российскими и евразийскими органами власти, выработка плана гармонизации законодательства ЕАЭС и российского законодательства в таможенном регулировании. Компания Минпромтест, чей представитель также присутствовал на данном заседании, подготовила статью «О ввозе РЭС и ВЧУ» на территорию Российской Федерации, которая может помочь новичкам в данной области быстрее вникнуть в ситуацию.

Стоит отметить, что, возможно, со вступлением в силу в 2017 году Таможенного кодекса ЕАЭС, который на данный момент на согласовании у пяти стран-участников, «правила игры» изменятся.

Участники договорились и в дальнейшем сотрудничать по данной теме и постараться найти решение, которое удовлетворило бы как бизнес, так и государство. Попытки облегчить процедуру уже есть для некоторых групп товаров. Например, в ближайшем будущем планируется создание единого реестра РЭС и ВЧУ гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других изделий, при ввозе которых на таможенную территорию ЕАЭС не потребуется представления лицензии или заключения.

По большому счету данный реестр уже существует на сайте Евразийской экономической комиссии, однако он пока мало полезен. На сегодняшний момент страны-участники Таможенного союза смогли согласовать всего 101 устройство, что, естественно, никак не отразится на реалиях импорта РЭС.