Пике сжатия продовольственных предпочтений россиян: снижение доходов – снижение расходов – снижение потребления – снижение производства

| новости | печать

В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» ВЦИОМ и ЦСП «Платформа» презентовали 30 мая итоги совместного социологического опроса «Отношение населения России к ситуации на продовольственном рынке и возможным мерам его регулирования».

Презентацию и круглый стол после неё провёл руководитель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. Он сообщил, что с 13 февраля по 1 марта и с 4 по 12 мая прошли «две волны» опроса. В конце зимы личное интервью с россиянами по месту их жительства было проведено в 130 населённых пунктах 46 субъектов РФ, в девяти федеральных округах. «Вторая волна» исследования осуществлена посредством телефонного опроса также 1600 респондентов, а также анкетирования 500 жителей Москвы. В обоих случаях задача была одна – выяснить:

  • отношение населения к ситуации на продовольственном рынке в период кризиса;
  • отношение людей к государственным мерам регулирования продовольственного рынка, в частности к мерам помощи малоимущим;
  • отношение покупателей к развитию торговых сетей (сетевого ритейла).

По результатам исследования сделан выводы о том, что рынок потребления сжимается – инфляция приводит к росту цен на продукты, который не компенсируется ростом доходов потребителей. Так, в течение полугода до начала опроса 69% респондентов стали реже покупать продукты питания и чаще «затариваться» дешевыми продуктами.

При этом практически все высказались за социальное субсидирование потребления, в частности через социальные карты, а также за выделение государственных субсидий производителям и торговле для сдерживания продуктовых цен. Респонденты считают, что нужно расширять тактику промо-акций.

Россияне считают, что торговые сети в целом выполняют свою миссию. Но становятся объектами критики вместе с производителями и регулятором за неспособность сдерживать рост цен.

Главный вывод: и в кризис сохраняется запрос российского покупателя приобретать качественные продукты по доступным ценам.