Законопроект о размере штрафа за нарушения валютного законодательства прошёл первое чтение

| новости | печать

Депутаты Государственной думы РФ во вторник, 1 декабря 2015 г., одобрили в первом чтении законопроект № 894973-6 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части уточнении размера штрафа за нарушение валютного законодательства РФ.

Статьей 15.25 КоАП РФ установлены основания привлечения к административной ответственности резидентов за нарушение валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, а также санкции за соответствующие административные правонарушения. Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

В частности, часть 5 данной статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от трёх четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В пояснительной записке законопроекта отмечено, что статистические данные Росфиннадзора свидетельствуют о росте правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП. Так, сумма предъявленных штрафных санкций за указанные правонарушения в 2012 г. составила свыше 183,7 млрд руб., в 2013 г. – свыше 237,6 млрд руб., в 2014 г. – свыше 361,3 млрд руб. Однако, процент взыскиваемых штрафных санкций за аналогичный период времени составил: за 2012-2013 гг. – 0,01% от общего количества предъявленных штрафных санкций, за 2014 г. – 0,04% от общего количества предъявленных штрафных санкций.

В связи, с чем законопроект в часть 5 статьи 15.25 КоАП предлагает внести следующие изменения. Во-первых, абзац второй указанной части статьи 15.25 КоАП предлагается разделить на два положения:

  • нарушение должностными и юридическими лицами установленного срока возврата в РФ денежных средств;

  • невозврат данными лицами денежных средств в РФ.

Во-вторых, за нарушение установленного срока возврата в РФ денежных средств предлагается установить отдельное административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств.

Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Россию денежных средств остается неизменной.

В-третьих, проект федерального закона предусматривает дополнение примечаний к статье 15.25 КоАП новым пунктом, устанавливающим порядок расчёта административного штрафа по части 5 статьи 15.25 КоАП в случае возврата денежных средств в РФ с нарушением установленного срока с учётом размера ставки рефинансирования ЦБ.