День Победы стал «государственнее»

| новости | печать

Опрос фонда «Общественное мнение» показал, что за три года доля россиян, считающих День Победы государственным праздником, выросла, а полагающих, что это народный праздник, сократилась. Этому, впрочем, можно поискать объяснения.

Согласно соцопросу ФОМ, проведенному 19 апреля этого года, 75% респондентов приняли бы участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы — это на 15 п.п. больше, чем выявило аналогичное исследование от 22 апреля 2012 г. Удельный же вес тех, кто не стал бы принимать участие в таких мероприятиях, сократился с 30 до 17% соответственно. Подвижки вполне объяснимые — в этом году у Великой Победы торжество юбилейное.

На вопрос «Чем лично для вас в первую очередь является День Победы 9 мая?» 42% россиян ответили, что это праздник государственный, и это на 9 п.п. больше, чем три года назад. «Народным праздником» его назвали 53% респондентов, что на 8 п.п. меньше, чем показали результаты опроса в апреле 2012 г. Вероятно, одна из причин этих изменений тоже состоит в «юбилейности» торжеств — больше внимания в СМИ, больше высказываний политиков и чиновников высокого уровня, больше организационных усилий со стороны государства. Но нельзя не учитывать и сильно изменившуюся внешнюю для страны обстановку. Острое противостояние Запада с Россией из-за событий вокруг Украины выдвинуло в первый ряд идеологической борьбы, в том числе, и празднование юбилея Великой Победы. Идущие извне попытки принизить, очернить, исказить её историческую роль, видимо, повысило в сознании россиян значение Дня Победы как символа государственности, позиционирующего Россию в напряженных международных отношениях.

Затронули социологи ФОМ и ещё один аспект, связанный с празднованием Дня Победы. Не только на время праздника, но и в течение всего года на автомобилях можно встретить надписи «Спасибо деду за победу!» или «На Берлин!», и большинство опрошенных — 65% — к ним относятся положительно, но 11% выразили отрицательное мнение: это неискренне, неуместно и вульгарно, считают они.