Толика стагнационного оптимизма

| новости | печать

На фоне отрицательных данных Росстата о промышленном производстве в январе и ещё более мрачной его оценки замминистром экономического развития Андреем Клепачем в информационном поле «затерялись» выводы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Суть их — не было в промышленности падения, и рано говорить о переходе от стагнации к спаду.

Напомним, что по данным Росстата промпроизводство в январе снизилось в годовом выражении на 0,2%, а относительно декабря минувшего года оно, с поправкой на сезонный и календарный факторы, сократилось на 1%. А. Клепач донес журналистам, что к предыдущему периоду, по оценкам МЭР, падение в промышленности было ещё глубже — 1,8%. После этого выводы экспертов ЦМАКП — как бальзам на душу.

По их расчётам в январе промышленность в годовом сопоставлении выросла на 1%, и даже с устранением сезонности она подросла на 0,3%. Относительно декабря с очисткой от сезонного фактора снижения тоже не было, правда, и прироста тоже — 0,0%.

Из этого эксперты ЦМАКП делают заключение, что о переходе от стагнации к спаду говорить преждевременно. Во-первых, аргументируют они, действовали специфические факторы — переоценка спроса автопроизводителями и повышение акцизов. Во-вторых, январские оценки выпуска традиционно являются ненадежными — как в силу большого числа выходных дней, так и зависимости выпуска ряда производств от температурного фактора, который не для всех производств легко выявить и устранить.

А в частности в аналитической записке ЦМАКП говорится, что заметный негативный вклад в январе обеспечен тремя группами производств. Во-первых, это переоценка спроса автопроизводителями, которые рассчитывали на оживление продаж в конце прошлого года (в т.ч. за счёт льготного кредитования). Однако оживление это оказалось весьма слабым, так что в январе часть заводов ушла на более продолжительные, чем обычно, каникулы для снижения запасов. Во-вторых, это резкое снижение выпуска подакцизной продукции — алкогольных напитков и табака — как следствие повышения акцизов с 1 января. В-третьих, зафиксировано значительное снижение производства строительных металлоконструкций и изделий.

Не вдаваясь в различия методологии расчетов ГКС и ЦМАКП, заметим, что и данные Росстата по январскому промпроизводству ещё не «забронзовели» и будут уточняться. Например, сначала он порадовал наблюдателей ускорением роста производства в декабре до 0,8% в годовом выражении, теперь поправился — прирост был 0,4%. Зато первоначально хилые показатели октября и ноября после уточнения явно похорошели.