Мелкие радости становятся доступнее

| новости | печать

Неожиданно для специалистов исследовательского холдинга Ромир его индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в минувшем феврале продолжил снижение — на 2% по сравнению с январём. По сравнению с февралём 2012 г. рост индекса составил всего 2%. Это самый маленький февральский прирост в годовом выражении за все пять лет наблюдений. Но, по мнению экспертов Ромир, такое поведение индекса вряд ли стоит трактовать как снижение экономической уверенности россиян через попытки экономить на мелких радостях. Скорее, считают они, можно говорить о том, что динамика индекса КсМ подтверждает среднесрочный тренд на снижение темпов инфляции на потребительском рынке.

Напомним, что для расчёта своего нового индекса КсМ (запущен в апреле 2012 г.) Ромир использует динамику цен и объёмов потребления четырёх категорий товаров: кофе, молока, бутилированной воды и шоколада — продуктов не первой необходимости, являющихся, по сути, набором «простых удовольствий». Изменения в потреблении этих «мелких радостей» может неплохо характеризовать уровень экономической уверенности россиян. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах.

Итак, опираясь на данные прошлых наблюдений, исследователи ожидали в феврале 2013 г. относительно высокие темпы роста индекса КсМ. Однако неожиданно получили приятный сюрприз. После более чем умеренного роста индекса в феврале 2012 г. в минувшем феврале индекс также вырос на символические 2%. Таким образом, за два года он показал прибавку всего на 6%. КсМ снижается уже второй месяц подряд — это лишь второй случай за пять лет наблюдений. Предыдущий был отмечен в феврале 2010 г.

Приятность полученного результата состоит в том, что снижение индекса КсМ в феврале произошло благодаря падению на 7% средней реальной цены приобретения бутилированной воды при стабильных ценах на другие продукты, входящие в индекс. А также за счёт снижения натуральных объёмов приобретения кофе (на 7%) лишь отчасти компенсированных ростом покупок шоколада.

Эксперты Ромир напоминают, что покупки шоколада резко сократились в январе из-за «избыточных» запасов, сделанными в декабре прошлого года перед Новым годом и Рождеством. Теперь запасы «ликвидированы» и активизировались новые покупки, в том числе приуроченные к 14 февраля и 8 марта.

После двух месяцев «экономии» на кофе, приобретённого группой наиболее обеспеченных респондентов, средняя реальная цена приобретения вернулась к привычным уровням сентября–ноября. Иных особенностей приобретения продуктов, входящих в КсМ, исследователи не выявили.

Ещё один феномен прошлого февраля — рост в Москве индекса КсМ на 7% по сравнению с январём. А относительно февраля 2012 г. рост индекса превысил 10%. Февральский рост индекса в столице был обусловлен повышением реальных цен на приобретение всех продуктов, входящих в индекс на 3-5%, а кофе — на 12%. А также увеличением натуральных объёмов приобретения кофе и шоколада.

В других крупных городах снижение индекса в феврале составило 5% по сравнению с январём. По сравнению с февралём 2012 г. КсМ упал на 1%. За два года рост индекса в крупных городах (кроме Москвы) составил всего 4,7%. Таким образом, за отрицательную динамику Индекса стоит благодарить прежде всего крупные города (с населением от полумиллиона человек), считает Ромир.