1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Индекс среднего чека – 524 без трёх копеек

Исследовательский холдинг Ромир на днях представил новый индекс «Средний чек». Дебютант поведал, что в сентябре показатель среднего чека среднестатистического горожанина составил 523,97 руб. - на 1% больше, чем в августе текущего года, и на 8% больше, чем в сентябре 2011 г.

Как и уже ставшие традиционными для Ромира Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), новый индекс рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 3200 домохозяйств в городах с населением от 100 000 человек, позволяет видеть не только категории и объём товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

За все время наблюдений (с января 2008 г.) стоимость среднего чека в крупных городах Росси выросла вдвое. В первую очередь, эксперты Ромира объясняют это посткризисным подорожанием товаров повседневного спроса. Не рекомендуют они забывать и об инфляции, а также стремительном развитии современных форматов торговли, которые постепенно трансформируют привычные модели совершения покупок. Например, все больше потребителей предпочитают делать крупные покупки один раз в неделю в крупных магазинах формата гипермаркетов или супермаркетов, экономя, таким образом, время на ежедневных походах в магазин.

Абсолютный максимум стоимости среднего чека был достигнут в декабре 2011 г. - в традиционный предновогодний период, во время подготовки к праздничному столу и затяжным праздникам. Далее следовали, наблюдаемые из года в год, падения и всплески в динамике показателя. Мартовский рост, летняя стагнация и возвращение к постновогоднему уровню в августе - сентябре.

В Москве динамика индекса стоимости среднего чека, в целом, повторяет динамику по городам 500+, однако в абсолютных числах увеличение стоимости чека происходит несколько медленнее.

Сравнение динамики индекса стоимости среднего чека по стратам (типам городов) показывает, что наиболее активный вклад в рост стоимости среднего чека вносят города с населением от 500 000 до 1 млн человек. Жители городов - миллионников не так активно увеличивают стоимость покупки. И по предположению экспертов, это объясняется высокой конкуренцией среди ритейлеров в городах - миллионниках. А это, в свою очередь, приводит к снижению розничных цен и проведению регулярных промо - акций, что влечёт за собой большую стабильность стоимости среднего чека.

Аналитики Ромира отмечают, что основные колебания индекса в зимние и летние месяцы не зависят от размера страты, являясь следствием общих для всех жителей России стратегией - предпраздничных закупок, летнего сезона отпусков и отъездов на дачи.

Сравнение динамики стоимости среднего чека в разрезе каналов торговли показывает, что наиболее ярко выраженный рост стоимости чека произошел в традиционном формате торговли, а именно в магазинах, осуществляющих торговлю через прилавок. Во многом это объясняется планомерным снижением доли традиционного формата в целом, поэтому для того, чтобы оставаться на «плаву», подобным магазинам приходится повышать цены, компенсируя тем самым существенно снизившийся поток покупателей.

Современные форматы торговли – гипермаркеты и супермаркеты – развиваются динамично, завоевывая новые доли рынка и вместе с тем увеличивая размер стоимости среднего чека покупки. При этом показательные пики приходятся на декабрь, когда потребители запасаются продуктами перед длинными праздниками. Соответственно, и сезонные «провалы» четко корреспондируются с летними сезонами отпусков.

Для дискаунтеров ситуация несколько иная. За прошедшие четыре с лишним года амплитуда колебаний индекса в подобных магазинах изменялась не так резко. Наблюдаются те же традиционные сезонные всплески и спады, но они выражены не настолько явно, как, например, в гипермаркетах. Объясняет Ромир «подобную» стабильность индекса в дискаунтерах отсутствием у россиян привычки «экономить на праздниках», а также не всегда демпинговыми ценами при сниженном уровне сервиса.