Концепция управления профрисками должна стать основой новой системы охраны труда

| новости | печать

Об этом заявил Директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж на проходящем в Москве конгрессе «Профессия и здоровье».

По его словам, необходимо осуществить переход от «компенсационной» модели управления охраной труда к реализации современной, признанной в развитых странах модели комплексных предупредительных мероприятий на основе внедрения системы управления профессиональными рисками и формирования экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда.

«Новая система охраны труда заключается в формировании на государственном уровне нормативных основ, механизмов, методов и инструментов, с помощью которых можно объективно оценивать существующие риски, управлять ими и влиять на условия труда на рабочих местах», - отметил он.

Ключевая задача, по мнению В. Коржа, состоит в том, чтобы «привязать» все процедуры в области охраны труда к фактическим условиям труда на каждом рабочем месте. Это позволит:

- устранить избыточное административное давление на работодателя со стороны надзора путём установления рамочных правил в охране труда, гармонизированных с международными стандартами;

- включить механизмы экономического стимулирования работодателя – чем лучше условия труда и ниже уровень риска, тем ниже страховые тарифы, финансовые вложения в обязательные процедуры (обучение, медосмотры, СИЗ и т.п.), затраты на компенсации и т.д;

- сократить потери экономики из-за неудовлетворительных условий труда.

Все эти мероприятия невозможны без пересмотра современных нормативных требований охраны труда, в частности существующей системы стандартов безопасности труда, и придания стандартам статуса нормативно-правовых актов, поскольку большинство из них были приняты более 15 лет назад.

«Тщательному аудиту должны быть подвергнуты и правила по охране труда. В Российской Федерации существует более 120 отраслевых и межотраслевых правил по охране труда, которые были утверждены 10, 20, и даже 30 лет назад различными федеральными органами исполнительной власти. Большинство из них перегружены избыточными конкретными параметрами технологических процессов середины ХХ века, создают путаницу в нормативной правовой документации по охране труда и, в этой связи, создают препятствия для развития конкуренции, а также избыточное административное давление на бизнес», - заявил В. Корж. «С учётом этого в перспективе до 2018 г. должны быть разработаны все основные стандарты безопасности труда, а также правила по охране труда», - цитирует пресс-служба Минтруда.

По словам В. Коржа, решение поставленных задач позволит снизить показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе в 1,5–2 раза, то есть до уровней развитых странах.