Об уплате госпошлины при продаже доли ООО третьим лицам

Министерство финансов РФ письмо от 21.07.2009 № 03-05-05-03/11
| официальная переписка | печать

Необходимо ли в целях уплаты госпошлины за удостоверение сделки по отчуждению доли (части доли) участника ООО третьим лицам производить ее оценку независимым оценщиком в случае, когда продажа доли (части доли) осуществляется по цене, заранее определенной уставом ООО, либо возможно уплачивать госпошлину исходя из цены предложения третьему лицу, указанной в договоре?

Департамент налоговой и таможенно­тарифной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел письмо по вопросу применения п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при исчислении государственной пошлины за удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества третьим лицам в связи с внесением с 1 июля 2009 г. изменений в Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подп. 7—10 данного пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами­оценщиками (экспертами), указанными в подп. 7—10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять способ оценки в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего способ оценки (абз. 2 подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ стоимость имущества, не предусмотренного подп. 7—9 данного пункта, определяется специалистами­оценщиками.

В соответствии со ст. 12 Закона № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки путем продажи или отчуждения иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества по цене предложения третьему лицу или по отличной от цены предложения третьему лицу и заранее определенной уставом общества цене (п. 1, 2, 4).

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона № 14-ФЗ цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и др.).

При этом Федеральный закон № 14-ФЗ не содержит требования об оценке доли или ее части при ее отчуждении участником.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в случае если цена покупки доли или части доли в уставном капитале установлена уставом общества, определения стоимости имущества специалистами­оценщиками исходя из положений подп. 5 и 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ не потребуется.

Пунктом 12 ст. 21 Закона № 14-ФЗ установлено, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. В связи с этим за совершение данного юридически значимого действия должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, предусмотренных ст. 333.24 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.24 НК РФ установлено, что за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, уплачивается государственная пошлина в размере 500 руб.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН