О вычете НДС при приобретении за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций товаров (работ, услуг, ОС, НМА, имущественных прав)

Министерство финансов РФ письмо от 12.11.2020 № 03-07-11/98595
| официальная переписка | печать

В связи с обращением по вопросам применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по финансово-хозяйственным операциям, осуществляемым (оплачиваемым) дочерними обществами за счет денежных средств, полученных от участника общества, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение экспертизы договоров (соглашений), на основании которых осуществлялось предоставление денежных средств дочерним обществам, а также оценку финансово-хозяйственной деятельности этих организаций.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии соответствующих первичных документов.

В то же время следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

При получении субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение уже понесенных налогоплательщиком затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Вместе с тем на основании положений пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, если документами о предоставлении указанных бюджетных средств предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость.

Что касается применения вычетов налога на добавленную стоимость при отсутствии налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в соответствующем налоговом периоде, то при решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н. А. КУЗЬМИНА