Решение № СА-3-9/9931@

Федеральная налоговая служба решение от 20.11.2019 № СА-3-9/9931@
| нормативные правовые акты | печать

Федеральной налоговой службой получена жалоба индивидуального предпринимателя Х (далее - ИП Х, Заявитель) от 17.09.2018 на решение Межрайонной ИФНС России (далее - Инспекция) от 24.06.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) и решение УФНС России (далее - Управление) от 02.09.2019 (далее - решение Управления).

Из материалов, представленных Управлением, следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Заявителя на основе декларации за 2017 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), (далее - Декларация), представленной Заявителем в Инспекцию 19.04.2018.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки ИП Х составлен акт от 02.08.2018 (далее - Акт) и вынесено Решение, в соответствии с которым Заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом положений статей 112, 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 8 955 рублей. Также ИП Х начислены налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, за 2017 год в общей сумме 966 210 рублей, пени в сумме 148 731 рубль.

Заявитель, полагая, что Решение является необоснованным, в порядке, установленном главой 19 Кодекса, обратился с апелляционной жалобой в Управление.

Решением Управления апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая решения Инспекции и Управления необоснованными, обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.

ИП Х сообщает, что с 10.10.2016 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; 21.10.2016 Межрайонной ИФНС России выдан патент на право применения патентной системы налогообложения на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по виду деятельности - ремонт жилья и других построек.

Заявитель указывает, что основанием для начисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, соответствующих сумм пени и штрафа послужил вывод Инспекции о занижении налоговой базы по УСН за 2017 год на сумму дохода, полученного от ООО «ЮЛ 1».

ИП Х сообщает, что указанные денежные средства от ООО «ЮЛ 1» получены им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту жилья и других построек, в отношении которой им получен патент.

Заявитель указывает, что Инспекция в Решении пришла к выводу о том, что осуществляемая им предпринимательская деятельность по исполнению обязательств по договорам, заключенным с ООО «ЮЛ 1», не может быть отнесена к ремонту жилья и других построек.

ИП Х отмечает, что статьей 346.43 Кодекса не определено понятие - «ремонт жилья и других построек», в связи с чем полагает, что патентная система налогообложения может применяться в отношении любых работ по ремонту жилья и других построек.

Заявитель указывает, что при выполнении работ по ремонту многоквартирного жилого дома не располагал информацией о том, что дом не сдан в эксплуатацию; выполненные работы носили ограниченный объем и не имели отношение к строительству жилого дома в целом.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 95 Кодекса в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса определено, что индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статье 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 Кодекса.

Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов по УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Пунктом 1 статьи 346.18 Кодекса предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения по УСН являются - доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя. Понесенные расходы при определении налоговой базы не учитываются.

На основании пункта 1 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса определено, что патентная система налогообложения применяется в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Законом Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (с изменениями, внесенными Законом Московской области от 19.12.2016 № 165/2016-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2017) введена патентная система налогообложения на территории Московской области, в том числе в отношении видов деятельности - ремонт жилья и других построек, а также строительство жилых и нежилых зданий.

Как следует из материалов, представленных Управлением, согласно сведениям единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП Х с 29.09.2016 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с заявленным основным видом предпринимательской деятельности - работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки. Заявитель в 2017 году применял УСН с объектом налогообложения - доходы.

Кроме того, Межрайонной ИФНС России ИП Х выдан патент от 20.12.2016 на применение патентной системы налогообложения на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек, предусмотренного пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ; территория действия патента - Московская область.

Из материалов камеральной налоговой проверки Заявителя следует, что 19.04.2018 ИП Х в Инспекцию представлена Декларация с нулевыми показателями.

В ходе камеральной налоговой проверки Заявителя Инспекцией на основании выписок банков по расчетным счетам ИП Х, открытым в двух банках, установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 на указанные счета Заявителя от ООО «ЮЛ 1» поступили денежные средства с указанием в назначении платежа «оплата по договору подряда от 01.11.2016, за выполнение работы, без НДС» в общем размере 16 929 573,12 рубля.

Согласно материалам проверки между ООО «ЮЛ 1» (Заказчик) и ИП Х (Подрядчик) заключены договоры подряда от 01.11.2016 и от 01.11.2017 на выполнение ремонтных и отделочных работ на объекте - 19-ти этажный односекционный жилой дом, расположенный в Московской области.

Как следует из условий данных договоров, срок выполнения работ устанавливается с 01.11.2016 по 01.11.2017 и с 01.11.2017 по 01.11.2018 с правом досрочного выполнения работ; при осуществлении Подрядчиком работ, указанных в договорах, Заказчик выплачивает Подрядчику общую сумму вознаграждения из расчета стоимости, указанной в протоколах соглашения о договорной цене (приложении № 1) к договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017.

В приложениях № 1 к договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017 «Протокол согласования договорной цены» указан перечень работ, выполняемых подрядчиком: гидроизоляция, устройство перегородок из блоков поротерма, устройство перегородок из газосиликатных блоков, демонтаж перегородок из поротерма, штукатурные работы, стяжка полов, гидроизоляция санузлов без стяжки, устройство пола и плинтуса из керамогранита.

Согласно представленным ООО «ЮЛ 1» в рамках проверки в Инспекцию справкам о стоимости выполненных работ стоимость выполненных ИП Х работ за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 и затрат по строительно-монтажным работам составила 16 929 573,12 рубля, без НДС.

Инспекцией в ходе проверки на основании информации, представленной ООО «ЮЛ 1», установлено, что 19-ти этажный односекционный жилой дом, в котором Заявителем выполнялись ремонтные работы по договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017, в 2017 году не был введен в эксплуатацию.

Инспекцией в связи с необходимостью проведения строительно-технической экспертизы по вопросу квалификации произведенных ИП Х работ для ООО «ЮЛ 1» на спорном объекте по документам, представленным ООО «ЮЛ 1» (договорам, актам о приемке выполненных работ, справкам о стоимости выполненных работ и затрат), и отнесения их к деятельности по ремонту жилья и других построек или к строительству жилья и других построек на основании статьи 95 Кодекса вынесено постановление о назначении строительно-технической экспертизы от 12.03.2019. Проведение экспертизы поручено эксперту ФЛ 1.

Согласно акту экспертизы от 26.03.2019 работы, произведенные ИП Х на объекте 19-ти этажный односекционный жилой дом, относятся к общестроительным и отделочным работам, производимым на стадии строительства многоэтажного монолитно-кирпичного жилого дома.

На момент выполнения строительных работ ИП Х на спорном объекте - жилой дом находился на стадии - строящийся, не сданный в эксплуатацию; ИП Х выполнялись работы в помещениях, в которых еще не производились указанные виды работ, в связи с чем данные работы относятся к строительству жилья и других построек.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки Заявителя с учетом экспертизы сделан вывод о том, что выполненные ИП Х работы для ООО «ЮЛ 1» не относятся к работам, определенным выданным Межрайонной ИФНС России патентом от 20.12.2016 в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек, в соответствии с пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ.

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства и исходя из фактических обстоятельств, Федеральная налоговая служба признает обоснованными выводы Инспекции и Управления о неправомерном применении ИП Х в 2017 году в отношении спорных ремонтных работ патентной системы налогообложения и начисление Заявителю налога по УСН, пени, а также привлечение его к налоговой ответственности.

На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу ИП Х без удовлетворения.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 20.11.2019

Номер решения: СА-3-9/9931@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 346.43

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность применения патентной системы налогообложения в отношении фактически осуществляемого вида деятельности

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Неправильная квалификация налогоплательщиком осуществляемого им вида предпринимательской деятельности («ремонт жилья и других построек» вместо «строительство жилых и нежилых зданий») не может являться основанием для уменьшения им налоговых обязательств в результате применения патентной системы налогообложения.

Позиция налогоплательщика: Поскольку статьей 346.43 НК РФ не определено понятие - ремонт жилья и других построек, патентная система налогообложения может применяться в отношении любых работ по ремонту жилья и других построек. Более того, Заявитель при выполнении работ по ремонту многоквартирного жилого дома не располагал информацией о том, что дом не сдан в эксплуатацию. Выполненные Заявителем работы носили ограниченный объем и не имели отношение к строительству жилого дома.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно пункту 1 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса определено, что индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статье 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 Кодекса.

Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов по УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Пунктом 1 статьи 346.18 Кодекса предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения по УСН являются - доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя. Понесенные расходы при определении налоговой базы не учитываются. На основании пункта 1 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса определено, что патентная система налогообложения применяется в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Законом Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (с изменениями, внесенными Законом Московской области от 19.12.2016 № 165/2016-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2017) введена патентная система налогообложения на территории Московской области, в том числе в отношении следующих видов деятельности: ремонт жилья и других построек, а также строительство жилых и нежилых зданий.

Согласно сведениям ЕГРИП Заявитель с 29.09.2016 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с заявленным основным видом предпринимательской деятельности - работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки. Заявитель в 2017 году применял УСН с объектом налогообложения - доходы.

Кроме того, Заявителю выдан патент от 20.12.2016 на применение патентной системы налогообложения на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек, предусмотренного пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ; территория действия патента - Московская область.

19.04.2018 Заявителем в Инспекцию представлена декларация за 2017 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, (далее - Декларация) с нулевыми показателями.

В ходе камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации Инспекцией на основании выписок банков по расчетным счетам Заявителя установлено, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 на указанные счета Заявителя от юридического лица поступили денежные средства с указанием в назначении платежа «оплата по договору подряда от 01.11.2016, за выполнение работы, без НДС».

Согласно материалам проверки между юридическим лицом (Заказчик) и Заявителем (Подрядчик) заключены договоры подряда от 01.11.2016 и от 01.11.2017 на выполнение ремонтных и отделочных работ на объекте - 19-ти этажный односекционный жилой дом, расположенный в Московской области.

В приложениях № 1 к договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017 «Протокол согласования договорной цены» указан перечень работ, выполняемых подрядчиком: гидроизоляция, устройство перегородок из блоков поротерма, устройство перегородок из газосиликатных блоков, демонтаж перегородок из поротерма, штукатурные работы, стяжка полов, гидроизоляция санузлов без стяжки, устройство пола и плинтуса из керамогранита.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что 19-ти этажный односекционный жилой дом, в котором Заявителем выполнялись ремонтные работы по договорам от 01.11.2016 и от 01.11.2017, в 2017 году не был введен в эксплуатацию.

В связи с необходимостью проведения строительно-технической экспертизы по вопросу квалификации произведенных Заявителем работ на спорном объекте и отнесения их к деятельности по ремонту жилья и других построек или к строительству жилья и других построек на основании статьи 95 Кодекса Инспекцией вынесено постановление о назначении строительно-технической экспертизы от 12.03.2019. Согласно акту экспертизы от 26.03.2019 экспертом установлено, что работы, произведенные Заявителем на объекте 19-ти этажный односекционный жилой дом, относятся к общестроительным и отделочным работам, производимым на стадии строительства многоэтажного монолитно-кирпичного жилого дома. На момент выполнения строительных работ Заявителем на спорном объекте - жилой дом находился на стадии - строящийся, не сданный в эксплуатацию; Заявителем выполнялись работы в помещениях, в которых еще не производились указанные виды работ, в связи с чем данные работы относятся к строительству жилья и других построек.

Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации с учетом экспертизы сделан вывод о том, что выполненные Заявителем работы не относятся к работам, определенным выданным патентом от 20.12.2016 в отношении вида предпринимательской деятельности - ремонт жилья и других построек, в соответствии с пунктом 10 таблицы, приведенной в статье 2 Закона Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ.

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства и исходя из фактических обстоятельств, Федеральная налоговая служба признала обоснованными выводы Инспекции и Управления о неправомерном применении Заявителем в 2017 году в отношении спорных ремонтных работ патентной системы налогообложения и начисление Заявителю налога по УСН, пени, а также привлечение к налоговой ответственности.