О применении ареста имущества организации в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей по налогам

Министерство финансов РФ письмо от 14.03.2019 № 03-02-08/16736
| официальная переписка | печать

Департаментом налоговой и таможенной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение от 15.01.2019 по вопросу о применении ареста имущества, предусмотренного статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетные периоды, а также обращение от 26.02.2019 и сообщается следующее.

По указанному вопросу было направлено письмо Федеральной налоговой службы от 12.02.2019 № КЧ-3-8/984@, содержащее разъяснение, поддерживаемое Департаментом.

Согласно пунктам 1 и 14 статьи 77 Кодекса арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации-налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (далее - организация) в отношении ее имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что такая организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

В соответствии с пунктами 3 и 14 статьи 77 Кодекса арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании указанного обязательного платежа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или ее электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах организации или информации о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, установленном Кодексом (статьи 45 - 47, 69 Кодекса).

Кодексом предусматривается по отдельным налогам уплата в течение налоговых периодов авансовых платежей, обязанность по уплате которых признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 № 98, отсутствие в указанных нормах Кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). Эта обязанность устанавливается применительно к отдельным налогам в соответствующих нормах части второй Кодекса. Необходимо учитывать, что неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования является возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения решений о взыскании. Налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, полагаем, что предусмотренный статьей 77 Кодекса арест имущества организации может быть применен в качестве способа обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании авансовых платежей.

Кроме того, следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, на основании пунктов 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Названной статьей не предусмотрено уведомление заявителя о продлении срока для предоставления соответствующего разъяснения.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ